Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дегтярева Галина Михайловна

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремятся  развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» г.ВОЛГОДОНСКА

(МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска)

Представление опыта работы

 по теме:

«Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

        

Подготовила:

воспитатель

1 категории

Г.М. Дегтярева

г. Волгодонск 2021 г.

Слайд 1

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремятся  развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Для эффективности работы в данном направлении я применяю в своей деятельности новые научные инновационные технологии.

Сегодня  я хочу представить Вам свой опыт работы по теме

«Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Слайд 2

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописано, что дошкольное образование  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

А следовательно, основная задача дошкольного образования состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний, а в том, чтобы научить детей добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и, конечно же, проявлять познавательную активность.

Слайд 3

В основе познавательной активности ребенка лежит познавательный интерес. Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять.  Для возникновения устойчивых интересов воспитателю необходимо формировать положительное эмоциональное отношение ребенка  ко всему новому. Вместе с тем, взрослому необходимо задавать ребенку вопросы,  побуждающие его к активному размышлению и мотивировать, чтобы ребенок сам стремился задавать вопросы.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, способствует формированию у дошкольников целостной картины мира.

Познавательная активность дети дошкольного возраста могут проявлять в различных видах игровой деятельности.

Слайд 4

Проблема формирования и развития  познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.

Что же такое  «Познавательная активность дошкольников»?

Рассмотрев это понятие с разных точек зрения педагоги и психологи остановились на наиболее приемлемом в отношении дошкольников, данном Эрнстом Абрамовичем Красновским. Он определяет познавательную активность как «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»

Слайд 5

В своей практической деятельности я опиралась на исследования отечественных ученых  Ивана Львовича Кириллова и Надежды Александровны Коротковой.

И.Л. Кириллов в лабораторном эксперименте показал,  что многофункциональные маркеры создают условия для  проявления большей  познавательной активности в различных видах деятельности.

При разработке игрового материала я воспользовалась идеей Надежды Александровны Коротковой об использовании напольных и настольных маркеров. Они представляют собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения, которые должны быть узнаваемы детьми.

Что же такое «Маркеры игрового пространства»?

Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Слайд 6

Целью использования данной технологии является создание условий для игры, для развития познавательной активности, на основе практических действий, в которой дети будут проявлять самостоятельность, активность, творчество и фантазию.

Задачи, которые реализуются в процессе использования данной технологии, вы видите на слайде.

Слайд 7

Маркеры-макеты обладают рядом достоинств и отвечают требованиям ФГОС ДО: легко трансформируются, многофункциональны, вариативны, развивают познавательную активность, детскую фантазию и воображение, активизируют двигательную активность, способствуют развитию личности ребенка.

Новизна применения многофункциональных маркеров игрового пространства является эффективным методом для повышения  познавательной активности.

Слайд 8

   Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении маркера происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания единого образовательного пространства между детским  садом и родителями (законными представителями).

Слайд 9

А также приветствуется в изготовление атрибутов к играм самих воспитанников старшего дошкольного возраста.

Слайд 10

Игровые маркеры условно можно разделить на настольные, напольные.

Маркер – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При использовании маркеров дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской  деятельности.

Маркер - тематическая или интерактивная папка, либо ширма. Важно отметить, что это не просто папка или ширма, а так же и наглядно-практический метод обучения детей.

Слайд 11        

Настольные или мини – маркеры удобны тем, что с ними можно играть за столом, наполнять дополнительным материалом, мелкими игрушками, конструктором и др. атрибутами соответственно тематике по интересам детей. Благодаря этому ребенок может разворачивать совершенно различные сюжеты к одним и тем же играм.

Слайд 12        

Для развития познавательной активности с помощью данных маркеров необходимо создание проблемно – поисковых ситуаций, в результате которых дети могут пополнять маркер добытой ими информацией.

Нужную информацию ребенок может зарисовать и положить в карман маркера, может найти в книге или узнать у взрослого, а также дополнить результатами наблюдений или экспериментирования, найдя соответствующие картинки или схемы.

Слайд 13        

В ходе экспериментально - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Слайд 14

Напольный трансформируемый и многофункциональный маркер – ширма является эффективным атрибутом для организации сюжетно- ролевых игр.

Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного.

Условно разделяя маркеры по гендерной идентификации, для девочек маркер-ширма послужит  «Парикмахерской», «Больницей», «Магазином».

Слайд 15

А для мальчиков «Заправкой» или «Автосервисом», стоит только поменять или добавить атрибуты по теме.

Слайд 16

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Слайд 17

С помощью данного многофункционального маркера ребята могут придумывать новые сюжеты к сказкам, используя часть ширмы с пуговицами или прищепками.

Слайд 18

Повышать свои познания по обучению грамоте, речевому и познавательному развитию, например,  составляя, слова на магнитной части ширмы.

Можно предложить детям следующие проблемно- поисковые  ситуации:

Ребенок заболел, а у врача выходной;

У машины сломалось колесо;

Срочно нужно закупить продукты, а магазин закрыт.

Маркер тут же может быть преобразован детьми  в магазин, наполненный нужными атрибутами.

Слайд 19

Педагогическая деятельность с использованием конструктивной деятельности будет так же  способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

Поэтому особое внимание хотелось бы обратить на маркеры -трансформеры, состоящие из цветных блоков.

Создавая определенную мотивационную игровую, а лучше, проблемную ситуацию, педагог обращает внимание не на качество постройки, а побуждает детей к проявлению познавательной  активности. Т.е. предлагает самим придумать, каким предметом могут быть данные цветные полоски-маркеры. Конструируя из них, у ребенка также развивается пространственное восприятие.

При использовании маркера зеленого цвета ребята младшего дошкольного возраста  могут трансформировать его в «Лес». В тоже время этот маркер в середине занятия трасформируется в спортивный тренажер, где реализуется двигательная активность детей.

Слайд 20

Маркер сине-белого цвета легко трансформируется в бассейн или песочницу, речку или дорогу, забор, туннель, а ребята старшего дошкольного возраста преобразуют его в корабль.

В ходе занятия можно предложить детям следующие проблемные ситуации:

Как можно перейти речку, не намочив ног (дети младшей группы могут построить мостик).

Рыбки остались без аквариума (ребята предполагают, что можно сделать, и конструируют с помощью маркера аквариум).

Срочно нужно перебраться на другой берег моря, как это сделать?   и т.д.

Слайд 21

В любой момент наш корабль или лодка может с помощью деятельности детей превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить его конструкцию  и поменять спасательный круг на шасси.

Слайд 22

Маркер-ширма с тремя панелями может быть использована, как стоматологический кабинет, супер маркет.

Слайд 23

Так же, трансформируя маркер желто-красного цвета может стать кабинкой для переодевания на пляже, стиральной машиной, телевизором, даже концертной площадкой с микрофоном. 

Слайд 24-25

Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Дети, используя маркер красного цвета и некоторые условные обозначения сооружают пожарную машину. Она же в процессе занятия может «превратиться» в карусель или песочницу и т.д.

Слайд 26

Результат наблюдения показал, что в ходе использования маркеров игрового пространства дети стали проявлять большую

  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • уверенность в собственных силах;
  • готовность отвечать за свои поступки;
  • доброжелательность;
  • уважительное отношение к семье и социуму.

Слайд 27

Обобщив опыт использования маркеров игрового пространства в работе с детьми, я  поделилась им с коллегами нашего ДОУ, проведя мастер – класс по использованию с детьми данной технологии.

Планирую продолжать работать в этом направлении и дальше. Хотелось бы использовать данную технологию далее с детьми и среднего возраста.

Слайд 28

Заключение:

В заключении можно сказать, что многофункциональные маркеры игрового пространства при решении проблемных ситуаций отвечают педагогическим требованиям.

Считаю, что их применение позволит влиять на развитие познавательной активности  дошкольников, способствует формированию целостной картины мира у детей, что является необходимым условием для реализации требований ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольниковЗадачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ...

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».

Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...

Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...

Мастер - класс по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Тема моего мастер – класса «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»В федеральном государственно...

Презентация «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...