СТАТЬЯ. ИГРА-КВЕСТ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
статья (подготовительная группа)

Завьялова Елена Анатольевна

 «Игровые формы проведения НОД как условие развития познавательной активности   детей в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvesty.docx62.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые формы проведения НОД как условие развития познавательной активности                         детей в ДОУ»

ИГРА-КВЕСТ КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Что такое квест?  Переводится оно с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. - Его основа – достижение поставленной цели через преодоление череды заданий или ребусов постепенно, шаг за шагом.                                                                               Благодаря необычному формату мероприятия каждый ребёнок должен будет проявить активность. Вследствие этого мероприятие станет носить не только развлекательный характер, но и развивающий и познавательный.

 Допускается линейный формат мероприятия, когда задания будут выдаваться последовательно что больше подходит для детей младшего дошкольного возраста, где каждое  следующее задание или испытание становится доступным лишь после выполнения предыдущего.

Нелинейный формат предполагает выдачу всех заданий одновременно, когда каждый участник должен проявить интеллект, физические способности, смекалку и внимательность для достижения главной цели быстрее всех остальных можно объединить всех ребят в одну большую и дружную команду, которая будет действовать сообща и достигнет поставленной цели.

 Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование  декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение ведущего или аниматоров.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису. Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у детей..

Заключение. Многие  считают, что детские праздники перестали быть оригинальными и интересными, квесты – отличный способ разнообразить такие мероприятия. Этот формат торжества позволяет выбрать тематику с учётом возраста и индивидуальных предпочтений детей.  Для того чтобы результат всех порадовал, следует ответственно отнестись к предварительной подготовке: придумать оригинальные и интересные задания,

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).                        Сущность детского квеста.                                                                                                                   Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.             Такая игра напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.

Принципы организации квестов.                                                                                                                Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий: все игры и задания должны быть безопасными  задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.                                 Задания для квестов Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.

Квест-технологии  в дошкольном образование

Целью данной статьи является популяризация квест-технологий в дошкольном образовании. Введение. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательноисследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

Цель исследования:

 Внедрение в практику работы педагогов с детьми дошкольного возраста квесттехнологий: конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержания квест игры; формировать партнерские навыки, социально-коммуникативные качества во взаимоотношениях педагог-ребенок; создать условия для самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Материалы и методы:

В каких бы условиях не проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут: Способствовать всестороннему развитию детей; Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации; Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития; Создание положительного эмоционального настроя. Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы (например, расширить знания детей о русских народных сказках). Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

-Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;

- Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);

- Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;

-При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.

- Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

 Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ППРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ППРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.

- Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

- Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для  детей.

Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата.

Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы  к партнерским взаимоотношениям.

Результаты :

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог -организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).

Заключение и выводы:

 Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое  разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

Презентация на тему "Экскурсия в природу, как форма познания, с детьми дошкольного возраста "

Природа это всегда чудо, объясняю я, луг сияющий цветами, звонкий ручеек, голубая речка, озеро, родничок  среди камней, стройная красавица березка, - символ России. Какая красота. Именно об этом ...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...

Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...