Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Юмашева Антонина Михайловна

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принципы воспитания и обучения: учить и воспитывать играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изо и театр984.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности
для развития речи дошкольников.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

(В. А. Сухомлинский).

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принципы воспитания и обучения: учить и воспитывать играя.

Начиная с младшего возраста дети очень отзывчивы на представленные воспитателем игровые моменты: кому-то помочь, сделать подарок.

Огромное поле для речевой активности, привлечения ребенка к диалогу.

Игровой момент может быть по речевой установке воспитателя, который утром шел и встретил белочку, зайчика.

Нарисовать куда катиться колобок, рассказать кто ему встретится?

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\КОНКУРС театр\Фото1881.5jpg.jpg

Белке нарисовали орешки, кого угостит белочка, какие бывают орешки большие, маленькие, круглые и не очень.

Зайчик попросил нарисовать перчатки. Зачем нужны перчатки?

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\театр и изо\20201120_080020.jpg

Рисование «Перчатки для зайки» Обводка левой и правой руки, украшение одними формами, цветом, сохранение узора.

Или с присутствием театральных кукол, игрушек, оживших потешек.

Кукла хочет пригласить друзей, а посуда не раскрашена, ей нравится посуда в горошек.

 

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\театр и изо\20201120_132112.jpg

Ёжик очень любит яблоки, знакомиться с детьми, просит нарисовать ему много красных яблок. Каму подарит он яблоки? Что бывает вкусного из яблок?

Это волшебный мир театра, мир игр и приключений, любой малыш хочет там побывать. Этот мир формирует доверительные отношения, важный детский мир сопереживания.

Мир «грустный и веселый», «добрый и злой», «сильный и слабый», «смелый и трусливый».

И это все театр, знакомые герои, новые рассказы о приключениях.

Рисование «Зайка−трусишка», дети используют пантомиму, мимику, жесты рассказывая о своей зайке.

«Веселый и грустный клоун», дети предают свое отношение формой и мимикой, в заключении занятия все с охотой рассказали о своем клоуне, чем он смешит и почему это смешно.

 

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\занятие изо\20201116_135223.jpg

Он грустный, потому что у него не получается, но потом получилось, собачки показали, какие они умелые.

Рисуя дети уже говорят внутри себя, они создают рассказ на листе и могут об этом рассказать, может вначале с помощью педагога, но уже происходит нарастание речевого опыта, происходит коррекция коммуникативных качеств, появляется чувство удовлетворения, радости, значимости, уверенности в себе.

Сказки. Герой какой сказки?

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\занятие изо\20201116_1136001 1.jpg

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринужденную обстановку на занятии, дети свободно вступают в беседу, отвечают на вопросы.

Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности способна создать уникальные возможности для раскрытия каждого ребенка, как творческой личности во всех его отношениях. Это не только развитие изобразительных навыков и умений, это целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; направляет на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов, а все это возможно только при хорошо развитой речи.

Использование простых форм оригами, варианты аппликаций, конструирования, изготовление масок, все это прекрасный материал для самостоятельного театрального творчества, предметов заменителей для сюжетно−ролевых игр – истоков театральной деятельности.

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\занятие изо\Копия IMG_0341.JPG 

Именно разыгрывание сказок способствует развитию разнообразным выразительным средствам в их сочетании: речь, напев, мимика, пантомимика, динамика характерных движений.

На занятиях по изобразительной деятельности в основном используются знакомые сказки, любимые герои которые несут в себе яркость характера, совокупность выразительных средств, знакомые социальные отношения.

Даже выполняя работу индивидуально, изо деятельность всегда может объединить любую тему и занятие получает коллективный вид деятельности при завершении, подводя итог, что способствует образному развитию речи.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

НОД «Знакомые сказки».

Цель: изготовление масок для самостоятельной театральной деятельности детей по речевой установке воспитателя.

Задачи:

− учить детей на основе готовой формы киндер−сюрприза создавать маску для пальчикового театра;

− создать положительный настрой на театрализованную игру;

− побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль;

− активизировать речь детей;

− активизировать воображение, фантазию.

C:\Users\User\Desktop\ТЕАТР\театр и изо\20201120_091320.jpg

Работы детей после проведения занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...


 

Комментарии

Грудцинова Наталия Николаевна

Здравствуйте, Антонина Михайловна. Согласна с Вами: применение театрально-игровых приёмов на занятиях художественно-эстетической области, действительно, эффективно. Попробовала с детьми 1,5-3 лет сделать аппликацию и обыграть русскую народную сказку "Колобок" Это способствовало появлению речевой активности младших дошкольников. Возьму на заметку Ваши приёмы работы в данном направлении. Спасибо!