Статья "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"
статья

Киселёва Татьяна Александровна

Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить одновременно. Положительные эмоции направляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста.

Подготовила: воспитатель

старшей группы «А» ГБДОУ№47 

Киселева Т.А.

Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить одновременно. Положительные эмоции направляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Цель: способствовать успешной социализации детей, основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

Задачи: Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях. Становление умений осознанию относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям. Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире. Развитие способности действовать свободно, раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.

Эмоции представляют собой наши реакции на конкретные ситуации, переживание отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе.

Большинство ученых выделяет 10 базовых эмоций и варианты проявлений каждой из них:

Интерес - базовая эмоция, проявляющаяся в процессах: внимательность, концентрированность, настороженность.

Радость: восторг, счастье, удовольствие.

Удивление: удивление (испуг), изумление, ошеломление (шок).

Печаль: унылость, печальность, обескураженность.

Гнев: разгневанность, злость, бешенство.

Отвращение: неприязнь, отвращение, омерзение.

Презрение: высокомерие, пренебрежительность, надменность.

Страх: испуг, боязнь.

Стыд: сконфуженность, стыдливость, стеснительность.

Вина: раскаивание, виновность, заслуживающая порицания.

Такие эмоции рассматриваются как базовые потому, что каждая из них имеет характерное внешнее выражение, интуитивно понятное большинству людей, и сопровождается определенными физиологическими изменениями в организме человека.

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Это не значит, что первые для человека полезны, а вторые – вредны. Просто положительные эмоции субъективно приятны, их хочется испытывать снова и снова, а отрицательные – наоборот.

Среди базовых эмоций чисто положительных всего две: интерес и радость. Удивление занимает промежуточное положение, оно может быть как положительным, так и отрицательным – в зависимости от того, что именно человека удивило. Все остальные базовые эмоции – отрицательные, т.е. в большинстве случаев человеку переживать их неприятно, он рассматривает их преобладание как плохое настроение.

У детей раннего возраста выделяют всего несколько видов эмоций: интерес, радость, печаль, страх.

Воспитатель должен знать краткую характеристику каждой эмоции. Тогда более ясно можно представлять себе, что и как надо воспитывать у ребенка.

Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:

  • биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы;
  • мотивирующее воздействие - направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение;
  • социальная функция - обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.

Необходимо помнить, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость - всегда радость; печаль - печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости - разная.

В развитии эмоциональной сфере ребенка, четко выделяются два пути:

Расширение эмоциональной сферы:

Обучение детей управлению своими эмоциями

Знания о природе

Объективно в связи с созревание нервной системы, чувства ребенка становятся более глубокими и более объективными (обучение, наглядные картинки)

Направления работы

Общение

Развитие: понимание смысла и значения различных эмоций.

Обучение: поведение ребенка в стрессовой ситуации (разбирать при детях конфликтные ситуации, предложить альтернативный способ разбора ситуации (считалочки))

Организация игровой деятельности

Совместное чтение художественной литературы

Телевидение и компьютер совместный просмотр (подражание эмоциям взрослых)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  • Необходимо усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек.
  • Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
  • Безопасность: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
  • Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться свободно со сверстниками и взрослыми.
  • Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине(большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.
  • Помогать детям объединяться в группы по интересам, симпатиям.

Центр развивающих игр и игрушек:

«Дидактическая черепаха» Развивать парное взаимодействие.

Уголок природы и экспериментирования:

Зонтик «Солнышко-дождик» - Необходимо подвести детей к осознанию причин радости и печали.

Стол «вода-песок» - Развивать парное взаимодействие.

Дидактическое пособие:

«Какой я?»

Портреты детей: формировать представления о характерных особенностях собственной внешности и внешности сверстников: цвет и длина волос, цвет глаз, особенности прически».

«Чего не стало?», «Что звучит?»

Обогащать в играх с дид. материалом чувственный опыт детей. Проводить игры на развитие внимания и памяти.

«Чудесный мешочек», «теплый - холодный, легкий - тяжелый»

Проводить игры на развитие тактильных ощущений, температурных различий.

Развивать мелкую моторику рук (пособие с пуговицами, крючками, молнией и шнуровкой)

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Книжный уголок:

  • С помощью художественных и фольклорных произведений показать детям большой эмоциональный мир книг. Вызвать положительные эмоции при прослушивании этих произведений.
  • Предлагать для самостоятельного рассматривания иллюстрации, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей. Подводить к осознанию собственных предпочтений.
  • Объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений.
  • Развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами.

Сюжетные картинки:

  • Формировать представления о выражениях эмоций радости и печали. На картинках показать состояние людей и животных: радуется, грустит и т.д. Подводить к осознанию причин их возникновения.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  • Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу. Поддерживать желание строить самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений.
  • Учить детей использовать в играх строительный материал.
  • В процессе игр с игрушками и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру; формировать уважительное отношение к окружающим, развивать умение общаться спокойно, без крика.
  • Поощрять участие детей в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
  • Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий, развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
  • Учить детей использовать в играх строительный и природный материал, разнообразно действовать с ними.
  • Предлагать совместно с взрослыми конструировать башенки, домики, машины.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Физкультурный уголок:

  • Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
  • Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Качалки, пособие «Разноцветные ленточки» и др.

«Догони мяч», «Передай мяч», Доползи до погремушки», «маленькие и большие», «Воробышки и автомобиль», «Перешагни через палку», «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Найди флажок».

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  • Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами(например: шофер-пассажир), развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Кукольный уголок:

Большая кукла, куклы с изображением эмоций.

Формировать представления о выражении эмоций радости и печали.

Игровые комплексы:

«Кухня», «Гостиная», «Спальня», «Медицинский», «Парикмахерская».

Формировать умение проявлять интерес к игровым действия сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

Уголок ряженья:

Зеркало, костюмы и прочие атрибуты.

Представление о внешних особенностях своих и сверстников: цвет волос, цвет глаз, особенности прически. Развивать парное взаимодействие.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но с другой стороны люди – тоже отражение, в данном случае – отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди».

Борис Голдовский.

Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умения делать выбор.

Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определенных условиях, когда цель организации детского театра будет не показе спектакля, а именно в восприятии детей, развития нравственных, волевых, творческих качеств личности.

Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствуя, себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.

  • Необходимо побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым.
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы) подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
  • Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, развивать умение выбирать роль, вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли, выступать перед сверстниками, обустраивать место для выступления.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Изобразительная деятельность:

  • Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведение их по контору.
  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
  • Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже?
  • Формирование представлений о выражении эмоций: радости и печали (солнышко, дождик)
  • Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
  • Побуждать, дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять такие получившиеся штрихи, линии, формы.

Лепка:

  • Вызывать интерес у детей к лепке. Знакомить с пластическими материалами.

ПРОГУЛКА.

  • Развивать активность детей в двигательной деятельности, закреплять навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
  • Поощрять игры, развивающие ловкость движений, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
  • Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  • Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем поется и эмоционально реагировать на содержание.
  • Определять вместе с детьми их предпочтения в музыке.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что игра, рисование, лепка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В общении с взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Эмоции заряжают и регулируют все психические процессы и виды деятельности.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А.
  2. Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым» Пашкевич Т.Д.
  3. Педагогический проект «Мир эмоций» 2011г. Щавелева О.А.
  4. Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста Кончинская А.Л.
  5. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  6. «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.  М.И.Родина, А.И.Буренина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...