Инновационные формы работы по речевому развитию детей
статья (средняя группа)

В статье раскрываются инновационные формы речевого развития: образовательная, игровая, обучающая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._rab._innovatsiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников.

Каждый педагог дошкольного образования имеет возможность проявить творчество и собственную педагогическую позицию при выборе средств, форм, методов и способов взаимодействия с детьми, что позволяет достичь качественного результата реализации образовательной программы.

Цель работа педагога по развитию речи детей дошкольного возраста – становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста, речь ребёнка становится универсальным средством общения с окружающими.

  Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности решать задачи в условиях разных видов деятельности средствами речи: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребёнок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

  Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Их выбор, осуществляется педагогом самостоятельно, зависит от контингента воспитанников, оснащённости детского сада, специфики ДОО, опыта и творческого подхода педагога.

  Ведущей формой работы по развитию речи выступает образовательная ситуация, предполагающая участие небольшой подгруппы детей: от 3-х до 7-ми лет, в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом).

Воспитатель может научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, придумывать способы составления текста.

  Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом, или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Ситуации общения могут быть разными, в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идёт от детей», т.е. находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребёнка. Приведём примеры таких ситуаций:

- «Что не так» задача: упражнять в умении соотносить форму приветствия с ситуацией её использования: например: утром не скажешь «добрый вечер», или нельзя сказать «привет» тому, кто старше тебе по возрасту, или мало тебе знаком.

- «Улыбка» задача: упражнение в использовании средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады.

- «Рукопожатие» задача: упражнять детей в использовании жестового приветствия.

  Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решение практических и познавательных задач.

  Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных во ФГОС ДО;

- «Как рождается книга» - развитие речевого творчества детей.

- «Лучше сам, или все вместе?» - развитие коммуникативных умений.

- «Спор хороший и плохой» - освоение этикета.

  Такая форма речевого развития дошкольников, как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, становится мотивом к коммуникативной деятельности.

  О.В.Кузеванова, Т.А. Коблова приводят  примеры разных форм по речевому развитию дошкольников: музыкальные праздники, игры-драматизации, разные виды театра, проблемные ситуации и др.

  Конструктор Лего широко используется в детских садах. Он представляет собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Лего.

Постройки из Лего можно использовать в играх-драматизациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом того, или иного литературного произведения, а также имеются элементы творчества.

Данное использование Лего – конструктора способствует речевому творчеству; во время постройки персонажа ребёнок описывает своего героя.

Лего -элементы используются и в дидактических играх, и в упражнениях. Педагог может разработать  упражнения с целью развития речи и психических процессов у детей, формирования интереса к обучению, коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильные восприятия формы и речь.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе такой деятельности педагог может использовать разнообразные формы: даёт задания , а дети выполняют; задания формулируются ребёнком и выполняются детьми и педагогом; задания дети дают друг другу.

Таким образом, при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в ДОО педагогу важно:

- продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместимости;

- видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

  Таким образом, формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности различны, если:

- дети совместно с воспитателем решают интересную для них учебно- игровую задачу;

- обогащают свой словарный запас, выполняя речевые и практические задания;

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает ребёнка и помогает ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...

консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...

Выступление на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При...

Консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников"

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников...