Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ
консультация

Черечукина Наталья Сергеевна

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его

духовного и физического развития.

Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств

обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенка

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде
возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.

Требования к предметно-развивающей речевой среде:

Требования к предметно-развивающей речевой среде:
Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
Трансформируемость пространства;
Полифункциональность материалов;
Вариативность среды;
Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий,
обеспечивающих все основные виды деятельности);
Безопасность
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС
строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с
учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную
направленность. Качества речи педагога: правильность, точность,
логичность, чистота, выразительность.

«В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую
очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои
важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Группы должны быть оснащены
современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.

Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи

     На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на
поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.
    На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые
инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для
определения звучащих инструментов и т.д.
    Дидактические игры для активизации словаря;
     Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок,
разные виды театра, литературные уголки;
    На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Речевая развивающая среда первой младшей группы

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).

Речевая развивающая среда второй младшей группы

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение); организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок,
игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.

 Речевая развивающая среда средней группы

— грамотная речь педагога;
— методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
— методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
— активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
— организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп
грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений;
умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей;
трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к
пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
организация восприятия с последующим обсуждением).
создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования
детского словотворчества и повышения качества детских
речевых высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»....

Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"

Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды на площадке в летний оздоровительный период»

Лето- удивительная и благодатная пора , когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень выжно так организовать жизнь дошкольнико...

Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»

В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования....

Консультация для воспитателей.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО_РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ учебно-методический материал.

Консультация для воспитателей.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО_РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ учебно-методический материал....