Статья "Организация и проведение совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Бончукова Светлана Васильевна

Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В статье показана специфика организации и проведения совместной деятельности в группах раннего возраста. Также представлены разнообразные формы взаимодействия с детьми, представлено примерное планирование на неделю непрерывной образовательной деятельности с учетом требований СанПиН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации и проведению совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного во все последующие периоды. Вся деятельность ребенка этого возрастного периода подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания, которые используются педагогами в работе с детьми дошкольного возраста. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические методы и приемы воздействия, которые бы не только отвечали потребностям и возможностям ребёнка, но и способствовали его полноценному развитию.

Широко известно, что воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку. Личностно ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия и эмоциональность.

Эмпатия — это способность принимать и понимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребёнка, наблюдать, понимать не только его слова, нои то, о чём он умалчивает, или то, чего он даже не осознаёт. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребёнка, говорит о своём понимании его переживания, сопереживает малышу, разделяя с ним радость и тем самым помогая облегчить его огорчение.

Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребёнка, что он откликается на них правдиво и открыто.

 Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, яркая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают  у малышей эмоциональный отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе эмоционально благополучного климата. В общении с таким педагогом ребёнок приобретает собственный эмоциональный опыт.    

Педагогу также необходимо обладать высоким профессионализмом. Он должен хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, владеть навыками ухода за ними, уметь играть, рисовать, лепить, хорошо и грамотно говорить, рассказывать сказки, читать стихи. Необходимо, чтобы он был знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста. Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику детей данного возраста, а именно особенности и этапы развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления, и, конечно же, индивидуальные особенности каждого воспитанника группы

Специфика взаимодействия педагогов с детьми группы раннего

возраста.

Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребёнок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему лично. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже на занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребёнку. Маленькому ребёнку необходимо присутствие взрослого рядом с ним, взгляд

в глаза, ласковое прикосновение.

Следующая особенность работы с детьми раннего возраста — это опора на практические действия ребёнка в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения-инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т.п.- чаще всего оказываются неэффективными.

Мышление и речь маленького ребёнка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями. Поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть просто непонятны малышам. Речевое общение с ребёнком должно быть включено в контекст его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с предметами. В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей — непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать своё внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передаётся маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечён ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включённость в неё самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребёнка.

            Важнейшей потребностью ребёнка в раннем возрасте является потребность в сотрудничестве со взрослым. Воспитатели должны принимать участие в играх и занятиях детей как равноправные партнёры. Это означает, что взрослый не диктует малышам, что они должны делать, занимая позицию «над детьми», а предлагает выбор игр и занятий, ведёт себя, как их равноправный участник. При этом он может присесть рядом с детьми на маленький стульчик или на ковёр, выбирая позицию «глаза на одном уровне». В совместной деятельности дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства. Предлагая образцы действий в ходе совместной деятельности, не нужно требовать от детей точного их воспроизведения. Значительно важнее поощрять стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребёнка.

             Принимая участие в совместной деятельности с детьми, взрослый хвалит их за успехи, старание и настойчивость. Но необходимо учитывать при этом, что похвала всегда должна быть уместной. Ребёнок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестаёт замечать её, либо начинает всё делать только ради похвалы: все его стремления сводятся к тому, чтобы «быть хорошим». На самом деле он всегда должен быть уверен в том, что он хороший, что его любят. Иногда лучше просто одобрить поступок или действие ребёнка в процессе его выполнения. Например, сказать «хорошо», «вот так!» или «правильно». Такие замечания помогают ребёнку понять, что воспитатель оценивает его усилия независимо от того, успешны они или нет.

Оценка взрослого необходима и тогда, когда требуется коррекция действий и поступков ребёнка. При этом замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребёнка и включать позитивное содержание. Например: «Я вижу, что ты стараешься, но, кажется, эта машинка в твой гараж не поместится. Попробуй взять кубики большего размера». По ходу исправления действия можно сказать «так гораздо лучше» или «вот как хорошо выходит». Организуя игры и занятия с детьми, воспитатели могут столкнуться с проблемой отказа ребёнка от какого-либо вида деятельности. Например, малыш не хочет заниматься чем-либо с другими детьми, предпочитает играть в одиночку с любимой игрушкой. Обычно воспитатель настаивает на том, чтобы ребёнок прекратил играть со своей игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же, что другие дети. При этом он не учитывает, что, заставляя малыша участвовать в неинтересной для него деятельности, взрослый подавляет инициативу ребёнка, приучает его к формальному выполнению инструкций.

Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого и отсутствие отрицательной оценки действий детей. В этом возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребёнку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего он может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать от них полного повторения. Необходимо хвалить каждого ребёнка за любое выполненное действие. Для сближения детей, организации их совместности, поддержки положительных взаимоотношений можно использовать разнообразные игры.

Так, игры - потешки способствуют установлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в группу и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. В центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочерёдно обмениваясь ими или совершая их синхронно. Находясь между детьми, взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и одновременно является её участником. Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Совместное переживание радости оказывает положительное влияние на формирование взаимоотношений детей между собой, на создание доброжелательной атмосферы в группе. Такие игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к каждому сверстнику и ко взрослому. В ходе подобных  игр взрослый предлагает малышам выполнить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.) и побуждает их подражать действиям друг друга.

            Также этому способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение движений объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития умения чувствовать тело партнёра, согласовывать с ним свои движения. Такие игры удовлетворяют потребности малышей в движении, в общении, приобщают к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. В форму хороводов можно переводить мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

           Педагогу важно соблюдать баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть, сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Игровую инициативу ребёнка следует поддерживать с момента зарождения игры. Воспитатель поддерживает и подхватывает любое инициативное действие малыша, а после окончания совместной игры даёт ему возможность поиграть самому. Помогая ребёнку разнообразить игру, следует отдавать предпочтение косвенным методам руководства. Воспитатель может спросить у ребёнка: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может быть, теперь зайка хочет спать?» или «Что же ты оставила грязные тарелки?» и т.п. Такие косвенные обращения наталкивают ребёнка на дальнейшее самостоятельное разворачивание игры.

Большую роль в развитии речи ребёнка раннего возраста играют  специальные игры и занятия. Преимущество таких игр и занятий заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи.

К специальным играм и занятиям, направленным на развитие речи, относятся:

  • разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сю-

жетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные

игры и др.);

  • чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение

детей пытаться пересказывать отрывки из услышанного;

  •  рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям

детской литературы;

  •  демонстрация диафильмов;
  • игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.
  • игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы действий и слов с чёткой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.). Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание и подражание речи. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, чёткость произношения, интонационная сторона речи.
  • игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развёртыванию примитивных диалогов, обогащению пассивного и активного словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

В отличие от обычных жизненных ситуаций в специальных «речевых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать некоторые затруднения для ребёнка, что требует особой мобилизации его внимания. Так, можно создать условия, в которых дети

должны будут дифференцировать близкие по смыслу обращения взрослого, предполагающие тем не менее выполнение разных действий. Например, играя на занятии с малышами в мяч, воспитатель предлагает им разные действия: «Положи мячик в корзинку. А теперь брось мячик в корзинку». Или, играя в прятки с куклой и собачкой, взрослый может предложить спрятать игрушку за стул, под стул и т.п.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг, рассматривание картинок и ярких красочных иллюстраций. Взрослый читает детям, показывает иллюстрации, задаёт им вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок может быть и иным: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребёнка их показать. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый малыш мог участвовать в разговоре.

  • Просмотр диафильмов способствует развитию у детей умения слушать речь взрослого. Взрослый сопровождает этот показ рассказом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Лучше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»). Это способствует овладению ребёнком новыми словами и закреплению уже известных ему слов.
  • Особое место в работе по развитию речи у детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определённые словесные обозначения — названия. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы и называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии сейчас, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребёнка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту.

Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и также и того, что на изображении отсутствует, становится ступенькой в возникновении и развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.

Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала детям следует предлагать изображение отдельных предметов, простых по форме, без лишних деталей, изображение лиц, предметов, наиболее часто встречающихся в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных условиях (чашка, кроватка, туфельки, кошка, машинка). Затем предлагаемые детям изображения можно усложнять, вводя дополнительные детали.

  • Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство их с произведениями искусства. Чем раньше состоится встреча ребёнка с миром искусства, тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка, его желаний, предпочтений. Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Малыши

с удовольствием двигаются под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глинки, П. Чайковского, А. Вивальди, Ж. Бизе, они охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения содержат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы произведения искусства

были включены в контекст общения взрослого с ребёнком, сопутствовали детской жизни.

Примерное планирование непосредственно

образовательной деятельности на неделю в группах раннего возраста

Педагоги ДОО самостоятельно дозируют ежедневный объем образовательной нагрузки на детей, не превышая при этом максимально допустимую нагрузку в соответствии с действующими СанПиН.

Объем недельной образовательной нагрузки, необходимой для решения задач обязательной части Программы, составляет следующее количество образовательных ситуаций (занятий, других форм организации детских видов деятельности):

Во первой группе раннего возраста (для подгруппы детей от 1 года до 1,5 лет), второй группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)  и второй младших групп еженедельно проводится 10 занятий.

С детьми 2-го года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день с каждой подгруппой, игры – занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы – в утренний и вечерний период бодрствования

Игры-занятия с детьми в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев проводятся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность игры – занятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1года 6 месяцев – 2 лет можно объединять по 4-6 человек в зависимости от вида  игры-занятия продолжительностью до 10 минут.

Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю в первой и  второй группе раннего возраста

Виды игр-занятий

Количество

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

3

Развитие движений

2

Игры со строительным материалом

1

С дидактическим материалом

2

Музыкальные

2

Общее количество игр-занятий

10

Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю в 1 младшей группе

Базовый вид деятельности

Количество

Физическая культура в помещении

2

Физическая культура на улице

1

Познавательное развитие

1

Развитие речи

2

Рисование

1

Лепка

1

Музыка

2

Итого:

10

Примечание: в соответствии с действующим СанПиН для детей раннего возраста от 2 до 3 лет допускается осуществлять образовательную деятельность в первой и во второй половине дня (по 8–10 минут). Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первой половине дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Несомненно, занятия с детьми в 1 и 2 группе раннего возраста и в 1 младшей группе  должны проходить исключительно в игровой форме. Т.е. ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Воспитатели должны принимать участие в играх и занятиях детей как равноправные партнёры. Это означает, что взрослый не диктует малышам, что они должны делать, занимая позицию «над детьми», а предлагает выбор игр и занятий, ведёт себя, как их равноправный участник. При этом он может присесть рядом с детьми на маленький стульчик или на ковёр, выбирая позицию «глаза на одном уровне». В совместной деятельности дети могут свободно выражать свои желания и чувства. Предлагая образцы действий в ходе совместной деятельности, не нужно требовать от детей точного их воспроизведения. Значительно важнее поощрять стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребёнка. Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Педагогам следует помнить, чтобы новые знания, умения и навыки у детей закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. Нельзя забывать - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений может потребоваться. Много нового в игру включать не следует, т. к. ребенок чувствует себя более уверенно в знакомой ситуации и действует более уверенно в ходе знакомых ему любимых игр. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Но следует повторить, что в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только лишь то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему

По ходу деятельности педагогу необходимо гибко варьировать длительность игр, заданий в зависимости от поставленных задач, возможностей детей и их эмоционального состояния. Необходимо учитывать тот факт, что внимание детей непроизвольно и кратковременно, поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать  у малышей переутомления. Каждый этап занятия длится 3-4 минут, достигая в общей сложности 10 минут, не более, что соответствует нормам СанПина.

Вся деятельность с детьми, как совместная, так и индивидуальная, должна проводиться исключительно в игровой форме. Игры при этом должны быть разноплановыми: спокойные игры должны чередоваться с подвижными играми, музыкальные игры  с пальчиковыми и т.д. Все это позволит дольше удерживать внимание малышей, тем самым увеличивая эффективность занятия.

Необходимо четко планировать все этапы совместной деятельности, но в тоже время уметь гибко внести какие-то изменения по ходу ее  проведения. Возможно, что-то сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент. Грамотный педагог должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.      

Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Нужна эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого и отсутствие отрицательной оценки действий детей. Излишняя требовательность к ребёнку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего он может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать от них полного повторения. Необходимо хвалить каждого ребёнка за любое выполненное действие.

Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

Совместная деятельность не должна навязываться ребёнку. Педагог откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения. Он может помочь ребёнку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы ребёнок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрёшки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует озадачивать ребёнка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое». Взрослый поощряет действия ребёнка, хвалит его



           Содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице, когда гуляли на прогулке; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки - курочку и цыплят  или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

 Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «гот простого к сложному»). Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы "путешествие в Африку"

Совместная деятельность по теме классы животных (рыбы, птицы, насекомые, звери) с детьми подготовительной группы  с использованием мнемотехники, игрового проблемного обучения, моделирования, испо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми первой группы раннего возраста.

Тема (проект, событие): «Волшебный сундучок»Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: работа со строительным материалом + художественная литератураФорма организации (групповая, подгр...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в весенний лес"

Конспект совместной игровой деятельности с детьми  второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в весенний лес"...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Статья «Организация совместной партнерской деятельности с детьми в группе раннего возраста, с элементами конструктивной деятельности»

Статья «Организация совместной партнерской деятельности с детьми в группе раннего возраста, с элементами конструктивной деятельности».Детский сад является новым периодом в жизни ребёнка. Д...

Методические рекомендации "Особенности организации и проведения совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста"

Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Презентация раскрывает основные задачи, особенности развития и воспитания детей данного возраста,...

Конспект совместной деятельности с детьми 1 группы раннего возраста № 1 «Встреча с Зайкой»

Цель занятия это развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе предметной деятельности....