Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Песочное рисование и игры с песком».
методическая разработка

Батурина Елена Антоновна

Цели: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vospitatel_goda.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

Муниципальный этап профессионального конкурса

«Воспитатель года – 2021»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:

«Песочное рисование и игры с песком».

Подготовила: Батурина Елена Антоновна,

воспитатель 1 категории

МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска.

Тайшет, 2021 г.

Цели: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Задачи: познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях. Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка дошкольника.

Материалы и приспособления: песочный стол или самодельная песочница, игрушки, влажные салфетки, презентация по теме, фильм – рисование песком.

Предварительная работа: изучение опыта работы по данной теме, подготовка презентации.

ХОД мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию мастер-класс по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Песочное рисование и игры с песком».

Однажды, анализируя умения и навыки своих воспитанников по области «художественно-эстетическое развитие, направление «рисование», я увидела, что многие дети недостаточно четко и выразительно изображают предметы, не умеют изображать сюжет, а самое главное, они не проявляют интерес к рисованию, им трудно долгое время находиться, сидя за столом. Я стала искать способы, которые помогли бы детям почувствовать всю прелесть такого вида деятельности как рисование. Перебрав некоторые техники нетрадиционного рисования, я остановилась на рисовании песком.

3 слайд. Невозможно объяснить, но большинство из нас, вне зависимости от возраста, оказавшись на песочном побережье, принимались строить из песка крепости или просто с наслаждением пропускали мелкие кристаллы сквозь пальцы. Что-то успокаивающее и умиротворяющее есть в соприкосновении с этим простым и удивительным чудом природы. Маленькие дети обожают пачкаться, возиться руками в сыпучих материалах, создавать фантазийные образы.

4 слайд. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»- это слова К.Д. Ушинского.

5 слайд. В настоящее время данная техника получила широкую известность, и ее применение остается привлекательным для многих педагогов и специалистов дошкольного образования. Они заметили следующие полезные свойства подобных занятий:

6 слайд. - Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку.

7 слайд. - Рисование песком способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и речи. Специалисты считают, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика.

8 слайд. - игры с песком имеют большое значение и для развития познавательных процессов, развивают инициативность, любознательность, влияют на становление всех сторон личности ребенка;

9 слайд. - рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятия;

10 слайд. - у метода нет особых правил. Ребенок может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, кулаком, с помощью различных предметов- кисточкой, палочкой, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.

11 слайд. Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:

 Расходные материалы стоят дешево.

 Песок не обязательно покупать, используйте манку, кинетический песок. При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и различные мелкие игрушки, например, игрушки от киндер-сюрпризов.

 Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

13 слайд. Песочные игры бывают нескольких видов:

- Обучающие игры (моделирование игр-сказок, игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму)

- Познавательные игры (игры на знакомство с окружающим миром)


14 слайд. По теме рисования и игр с песком, я написала дополнительную общеобразовательную программу «Ура! Песок!».

Цель программы: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в
изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Задачи:
*развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память,
образно-логическое мышление, пространственное воображение);
*тренировка мелкой моторики рук, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
* равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и
правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить
межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя
руками.

Мой мастер-класс подскажет, как рисовать на песке и как научить ребенка делать песочные композиции.

Сегодня мы попробуем использовать лишь некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети!

16 слайд. Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Я предлагаю вам обратить внимание на световой стол. Световой стол – больше, чем просто модная игрушка. Это универсальная развивающая система. Световой стол подходит для левшей и правшей.

17 слайд. Упражнение «Здравствуй, песочек!»

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека.
Это ощущения, которые мы получаем через кожу. Они напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида  чувствительности.

Цель: настройка на работу с песком.

Вначале работы мы здороваемся с песком. Как это можно сделать? То есть различными способами дотронуться до песка (пальцами, всей ладошкой, сжимаем кулачки с песком, перетираем песок между пальцами, ладонями).

Ребенка можно спросить – какой песок на ощупь? (прохладный, теплый, приятный, ласковый)

Ребенок сгладил поверхность. Приступаем к основной части занятия.

18 слайд. Игра «Необычные следы»

Цель: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

 «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. 

«Игра на пианино» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение игры на пианино.

19 слайд. Игра-упражнение «Волшебное превращение».


Цель: знакомство с приемами и способами изображения с использованием песка, развитие воображения.
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите  дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
В процессе такой игры мы изучаем различные геометрические фигуры.

20 слайд. Упражнение «Синхронное рисование»

На самом деле, каждый умеет рисовать двумя руками, но не все об этом знают, стоит только попробовать!

Данное упражнение развивает мелкую моторику, активизирует работу мозга, раскрывает творческий потенциал.

Предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

Например, «Давайте нарисуем два солнышка одновременно, два квадрата, два треугольника, два домика и т.д.»

21 слайд. Игра «Картина из загадок».

А теперь предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т.е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

*Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе Шар

Раскалённый как пожар. (Солнце)

*Ветерок – пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки. (Облака)

*Вперед бежит и все время весело журчит.

А как придет зима, под покрывалом

Изо льда проспит вплоть до весны она.

Что это? (Река).

*Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда её готовы. (Трава).

Вот у вас получились замечательные картины.

Данное упражнение можно использовать по любой теме. Ребенок, сам того не ожидая, с удовольствием нарисовал сюжет.

Игра «Песочница желаний».

А теперь перед вами песочница желаний, которая подскажет, что вас ожидает в будущем. Сейчас вы будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем. Предметы в песочнице желаний:

1) Машинка - путешествие

2) Куколка – Фея - исполнение мечты

3) Ключик – узнаете тайну

4) Собачка – встреча с другом

5) Монета – вас ждёт денежная премия

После рисования и игр с песком необходимо провести рефлексию. Что тебе понравилось, что больше всего запомнилось? Какое настроением у тебя сейчас? Песок учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя.

Данную методику я внедряю всего полгода. Но уже видны результаты, те дети, которые не любили рисовать, сейчас с удовольствием и длительное время проводят за рисованием на песочном столе. Дети научились рисовать несложные сюжеты. Я планирую в дальнейшем развивать интерес детей к рисованию, а затем перенести это умение на традиционное рисование на бумаге.

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных упражнений. На самом деле, картотека песочных игр разнообразна.  Я желаю вам фантазировать, не ограничивать себя и ребенка в творческом процессе.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие!

1. Принцип динамичности: от простого к сложному;

2. Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;

3. Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;

4. Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Техника песочного рисования или игры с песком».

Мастер-класс для педагогов на тему: «Техника песочного рисования или игры с песком». Цель: способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.Задачи...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Песочное рисование или игры с песком»

Актуальность проблемы. В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Тем не менее эмоции являются центральн...

«Техника песочного рисования или игры с песком»

Рисование на песке дает: преодолеть чувство страха, выразить в рисунке чувства и эмоции, свободу, уверенность в своих силах возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер де...

"Песочное рисование или игры с песком"

Цель: способствовать формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу дошкольника посредством песочной терапии....

Мастер класс к конкурсу Педагог года на тему "Напольное полотно"

Делюсь своим мастер классом к конкурсу, имеющим краткое выступление на 10 мин....