Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»
консультация (старшая группа)

Девятаева Наталия Викторовна

                     Консультация на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

      МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №24»

                     Консультация на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»    

                                                                     Выполнил: муз. руководитель

                                                                                         Девятаева Н.В.

                             Воронеж 2021г.

        В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной, из наиболее актуальных в педагогике. Это обусловлено рядом  причин: резким ухудшением здоровья молодого поколения, снижением речевой активности; существенным падением общего уровня культуры. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости, допускают факт того, что ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Не говоря уже о том, что  такие жанры русского народного творчества  как колыбельные песни, потешки, поговорки, прибаутки, пословицы практически  отсутствуют  в семейном воспитательном процессе. Поэтому развитие речевой активности детей зависит во многом от нас, педагогов, от применения педагогического опыта использования устного народного творчества как средства формирования речевой активности детей.

     

         Ничто так не обогащает образную сторону речи ребёнка, как малые фольклорные жанры. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.

  С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить детей уже с первой младшей группы.  Подбираю песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям.  Это  «Петушок», «Ладушки»,», «Сорока-сорока», «Мишка-косолапый»  и т.д.  По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной темы, не требуют быстрого темпа.

    Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

         В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни; «Заинька, выходи», «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём», «Каравай», «Ой бежит ручьём вода». Появляется новый жанр - игровая песня, например «Два весёлых гуся», «Музыкальная карусель». Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние колядки, масленичные, весенние заклички)

     В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел»,  «Во кузнице», «Где был, Иванушка?», «На мосточке»  и т.д.. С этой группы каждое занятие начинается с распевания, упражнений для дыхания, артилякуционной гимнастики, работой над выразительностью интонации.

     В работе с детьми старшего  дошкольного возраста  серьезное внимание уделяю детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (протяжный звук, точное интонирование, правильное дыхание, хорошая артикуляция). Песни: «Уж как я ль свою коровушку люблю», «Ты воспой в саду соловейко», «Пошла млада за водой», «Как на тоненький ледок» «Веснянка» и т.д. 

    В старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

     В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:
- лирические: «А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу», «Прялица»,
«Ой вставала я ранёшенько»,
 и строевые народные песни «Солдатушки,  браво ребятушки».

Весь используемый на ООД детский фольклор распределяется на 3 раздела:

1) календарный фольклор
2) потешный фольклор;
3) игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Это колядки, веснянки, заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор-прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми.

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей. Когда ребенок еще слишком мал и не умеет говорить, он выполняет определенные действия вслед за словами взрослого человека. Например: 

Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

            Ворон в красных сапогах,
            В позолоченных серьгах,
            Чёрный ворон на дубу,
            Он играет во трубу,
           

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека.

               Ваня, Ваня, простота!

               Купил лошадь без хвоста!

              Сел задом наперед

              И поехал в огород.

Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

       Хлоп-хлоп, тра-та-та,

      Кошка выгнала кота,

     Ножкою топнула,

     Дверь за ним захлопнула!

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он занимает ведущее место в детском творчестве. Для развития  музыкальных и речевых способностей используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают речь, интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Приведём некоторые примеры:

   Русская народная игра «Бай, качи, качи»

Бай, качи, качи, качи!        Последняя пара проходит через все воротца и

Глянь, баранки, калачи!     Встает впереди. То же самое делают следующие

Глянь, баранки, калачи          пары, пока звучит песня (как «ручеек»)

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,
Похватали калачи.

Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).

    Огромное влияние на развитие речи детей оказывают инсценировки русских народных сказок. Для дошкольника это вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений – выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, воплощаться в образ, что способствует развитию памяти, внимания, воображения, коммуникативности. При проведении детских праздников, я всегда стараюсь использовать элементы театрализованной деятельности. В этом году дети нашего детского сада будут принимать участие в городском конкурсе детских театров «Золотой ключик» и представлять русскую народную сказку «Бычок, смоляной бочок».
В нашем детском саду проводятся народные праздники «Рождественские посиделки», «Масленица», где дети знакомятся с историей и традициями русского народа, играют в русско-народные игры, водят хороводы, поют заклички и частушки.
 

    Так постепенно  у наших детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно, положительный опыт использования музыкального фольклора в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию детей в будущем, поможет стать  им мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)

развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

В формировании развития речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Сибирского региона

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора...