Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.
консультация

Веретенникова Ольга Ивановна

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.

                                                             «Любой из нас пришел на свет на этот

                                                              Творить добро, надеяться, любить

                                                               Смеяться, плакать, но при всем при этом

                                                              Должны мы научиться ГОВОРИТЬ».

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов речи. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата.

 Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика– это совокупность артикуляционных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

• Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Виды упражнений по пространственной организации движений:

1. Статические – умение принимать требуемую позу и удерживать её необходимый период времени.

2. Динамические – развитие динамической речедвигательной координации.

3. Комбинированные -статические и динамические упражнения объединённые в единые динамические комплексы необходимые для развития навыка плавного переключения с одного движения на другое.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, отсутствием лишних движений. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к левой и правой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 

             В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен  самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений

 для губ и языка:  «Лягушка» («Забочик»«Трубочка» («Хоботок»«Лопаточка»«Вкусное варенье»«Чистим зубки»«Маляр»«Грибок». При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения и различные сказки о язычке.

 Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов.

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции.

Различные формы проведения артикуляционной гимнастики.

 Биоэнергопластика. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

 Использование игрушек, дидактических кукол». Данные игрушки во время логопедических занятий активизируют внимание и позволяют наглядно показать данное упражнение.

 Использование предметных картинок или фотографий на стенде.

Наример, можно использовать предметные картинки, вспоминая определённое упражнение. Картинка с изображением дятла: упражнение «Дятел»; картинка с изображением барабана: упражнение «Барабанщик».

Упражнения в виде стихокомплексов. Текст стиха задаёт ритм выполнения движения, рассказывает об артикуляционной позе языка. Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Они могут быть статическими и динамическими.

  • Ходилки- бродилки
  • Сказочные истории . Логопед или ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром, и  биоэнергопластикой. ( из жизни язычка).
  • Упражнение с карандашом, деревянным шпателем (ватные палочки, сладкая соломка и др.). Удержать  данные предметы  губами.
  • Использование компьютерных технологий.

Этот вид работы можно использовать, как  при индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях в качестве разминки. Упражнение артикуляционной гимнастики высвечивается на экране монитора. Эти упражнения могут быть взяты из интернета.

  • Самомассаж.

 Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Ритм стиха задаёт ритм массажных движений; темп произнесения текста логопеда замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал.

Водичка-водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Артикуляционную гимнастику можно проводить под музыку.

Таким образом, благодаря разнообразным формам артикуляционной гимнастики, работа становится более интересной, увлекательной, эмоциональной. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...

Статья «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»

    Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусло...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягко...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»

laquo;Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка"...