Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
презентация

Алейникова Елена Александровна

 

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия

(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.

Задачи мастер - класса:

 - обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста;

- организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия

 

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: презентация

Раздаточные материалы: буклеты

 

Ход мастер – класса:

 

Вступительная часть.

 

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.

Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности…

 

 

Новое ― это хорошо забытое старое,

Но иногда старое возвращается так скоро,

Что о нем даже не успеваешь забыть.

                                                                            Феликс Кривин

 

 

В 12 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов.

Пособие является одним из средств  развития интеллектуальных творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования дошкольных учреждений.

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

– это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.

Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Эффект огромен:

в первую очередь – это познание языка и мира в их взаимосвязи.

Круги Луллия позволяют решать следующие задачи:

развитие познавательной активности;

развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);

формирование элементарных математических представлений;

обогащение активного словаря;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики и координации движений рук.

 

Теоретическая часть.

 

Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.

Для детей 3-4 лет целесообразно брать только два круга с 4секторами на каждом.

Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.

Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала.

 

Игры с кругами Луллия можно условно разделить на три типа:

 

1.Игры на подбор пары

В этих играх одной картинке 1 круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2 круга.

2.Игры с элементом случайности

В этих играх дети одновременно раскручивают оба круга. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го круга сочетается с любой картинкой 2-го круга и наоборот.

3.Игры на развитие творческого воображения. Обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что корова стала воспитывать котенка, как она о нем будет заботиться, чему станет его учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии

Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры.

 

Практическая часть.

 

Методика построения колец Луллия:

На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Конструкция по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, символы, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Рассматривание презентации, проведение занятия с детьми.

 

 

 

Предлагаю вам вытянуть листочки с заданиями и объединиться в группы. В соответствии с заданиями выбираются круги Луллия (разной сложности).

Тренинг « Животные»

Тренинг « Растения»

 

 

Рефлексия.

 

Предлагаю ответить на вопросы.

- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?

 - Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?

 

Вывод: Метод кругов Луллия, как один из инновационные технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_aleynikova_e.a.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия » в развитии детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ) в развитии дошкольников Задачи: - обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста; - организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности…

Слайд 4

В 12 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия » – это что-то вроде компьютера, только для слов. Пособие является одним из средств развития интеллектуальных творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования дошкольных учреждений. ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Эффект огромен: в первую очередь – это познание языка и мира в их взаимосвязи.

Слайд 5

Круги Луллия позволяют решать следующие задачи: развитие познавательной активности; развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы); формирование элементарных математических представлений; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие мелкой моторики и координации движений рук. Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала .

Слайд 7

Методика построения колец Луллия :

Слайд 10

Рефлексия. - Что интересного возьмете для работы с детьми? - Считаете ли вы, что технология соответствует ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста? Вывод: Метод кругов Луллия , как один из инновационных технологий и методических приемов помогает научить детей, не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать находить опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций , пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.

Слайд 11

Спасибо за внима ние!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Изготовление и использование нестандартного оборудования для общеразвивающих упражнений с детьми дошкольного возраста"

Данным материал направлен на повышение компетентности педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Изготовление оборудования из подручных материалов поможет воспитателям разн...

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование массажных мячиков как средство развития речи детей дошкольного возраста"

        Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....