"Система работы с семьей как залог успешной работы учителя-дефектолога"
статья

в

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с семьей как залог успешной работы воспитателя

Актуальность

 Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, па основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Поэтому нам необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. По результатам анкетирования было установлено.

По мнению родителей наиболее эффективными считаются следующие формы работы:

- совместные праздники- 20% (2человека);

- родительские собрания - 20% (2 человека);

-индивидуальные беседы и консультации- 20% (2 человека);

- другие формы работы - 40% (4 человека);

1.2.Новизна и оригинальность : признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому мы педагоги ДОУ решили: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. Педагоги ДОУ надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей

В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы применяем следующие формы работы с семьейвнутри детского сада родителями которые должны охватыватывают все образовательные области:

«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия с семьей в детском саду, проектная деятельность и др.

«Социально –коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, мастер-классы, участие в конкурсах, акциях «Подарите радость», совместная деятельность и др.

«Речевое развитие» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

1

«Художественно-эстетическое развитие»-совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность активное участие праздниках, концертах.

«Физическое развитие» -знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, изготовлению нестандартного оборудования, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

2. Принципы взаимодействия

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

3. Вывод

В вопросе работы с родителями важно заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к сотрудничеству с ДОУ.

В работе с родителями нужно использовать дифференцированный подход, так как это необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия с ДОУ, т. е способы организации их совместной деятельности и общения, основная задача педагогов.

Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ и семьи, установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие современного детского сада и семьи направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в качестве гостей на открытые мероприятия, участие в праздниках в качестве героев (конечно же с их согласия) дает им возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же остаются интересными активными формы взаимодействия – совместные досуги. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Сотрудничесво с семьей направлено на проведение занятий, которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Взаимодействие современного детского сада и семьи направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, вовлечение в сотрудничество с ДОУ. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов.

Работа будет наиболее эффективной если включенность всех участников будет на должном уровне, мероприятия проводиться в системе, без пропусков как педагогов, так и членов семей воспитанников.

4. Заключение Таким образом, сотрудничество со специалистами ДОУ вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает родителям получать и применять новые знания и умения, учиться слушать и слышать своих детей и сотрудников ДОУ.В результате такой работы: родители увидят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога c детьми ЗПР (система EduPlay)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что ...

Взаимодействие с семьей как залог успешности коррекционной работы

laquo;Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада «Семья - дом радости и общения»...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....