Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
проект (младшая группа)

Жорникова Наталья Владимировна

Проект

«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – март.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей младшего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах.

Задачи проекта:

• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

• воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

• развивать мелкую моторику рук;

• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

• Игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

• Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

• Методические рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания и созданию условий проведения дидактически игр.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта и сроки реализации:

1 этап – подготовительный (сентябрь);

2 этап – основной (октябрь – февраль);

3 этап – заключительный (апрель).

Подготовительный этап:

• Знакомство с темой проекта.

• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС.

• Диагностика уровня сформированности представлений у детей о цвете, форме, размере.

• Анализ полученных результатов, выводы.

• Проведение анкетирования родителей "Роль сенсорной культуры в жизни ребёнка".

• Составление перспективного плана работы с детьми.

• Создание условий для эффективного использования игр;

Основной этап:

Работа с детьми:

1. Образовательная деятельность:

по познавательному развитию:

• «В гости к героям мультфильмов»

• «Спрячь зайчика под ёлочкой»

• «Длинная – короткая»;

• Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».

художественно – эстетическому развитию:

• «Птички»

• «Зайчик»

• «Цветные шарики»

• «Дымковские лошадки»

• «Цветы для мамы» и другие.

по речевому развитию:

• Отгадывание загадок на тему«Геометрические фигуры»«Загадки на цвета».

• Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3. Дидактические игры:

Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина) например:

• «Закрой окошко в домике»;

• «Собери бусы»;

• «Жучки и листики»;

• «Найди цветочек для пчёлки»;

• «Цветы и бабочки»;

• «Найди фрагмент» и т. д.

Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):

• «Постучим – погремим»;

• «Кто как кричит?» и т. д.

4. Игры:

• с цветным конструктором;

• с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме;

• с матрешками;

• геометрическими вкладышами;

• с палочками Кюизенера;

• с блоками Дьенеша;

• мозаика;

• пазлы.

5. Самостоятельные игры малышей.

Перспективный план работы с детьми по сенсорному воспитанию

(младшая группа)

Месяц

Тема занятий

Задачи

Сентябрь

Д/и «Овощи» 

Развивать тактильные и вкусовые ощущения

Рисование «Овощи»  

Развитие формы, цвета

Д/и «Спрячь мышку» 

Развивать цвет

Д/и «Магазин» 

Учить группировать предметы по общему признаку

Лепка «Яблоки и груши» 

Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету.

Д/и «Собери корзинку» 

Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме.

Д/и «Собери бусы»

Учить детей подбирать цвет по форме предмета.

Октябрь

Д/и «Составь фигуру» 

Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Д/и «Матрёшкино новоселье» 

Развивать цвет

Д/и «Сбор фруктов» 

Формирование величины

Д/и «Найди цветок для бабочки» 

Учить детей подбирать цвет по форме предмета.

Д/и «Угощение для матрешки» 

Учить детей подбирать нужную форму к предмету.

Аппликация «Неваляшка» 

Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету.

Ноябрь

Лепка «Яблоки и груши» 

Формирование представлений о цвете и форме

Д/и «Жучки и листики» 

Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета.

Д/и «Собери бусы» 

Учить детей подбирать цвет

Д/и «Чего не хватает»

 Формирование представлений о цвете и форме

Д/и «Чудесный мешочек» 

Учить на ощупь находить геометрические фигуры

Аппликация «Шарфик» 

Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету.

Декабрь

Д/и «Найди все фигуры как эта» 

Дать представления о цвете, форме и размере.

Д/и «Чем похоже, чем отличается» 

Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине. Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи

Д/и «Украсим ёлочку» 

Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет

Рисование «Шарики для елочки» 

Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета.

Аппликация «Снеговик» 

Учить правильно, подбирать форму и величину предмета.

Январь

Д/и «Домино»

Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете

Д/и «Кто скорее соберёт» 

Учить собирать пирамидки

Д/и «Что лежит в мешочке» 

Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.

Д/и «Цветик-семицветик» 

Учить детей правильно подбирать цвет предмета.

Аппликация «Разноцветный коврик» 

Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу.

Февраль

Д/и «Придумай сам»

Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов

Д/и «Сравнение шарика и куба» 

Познакомить с формой предмета

Геометрическое лото

Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой

Д/и «Рыбки» 

Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета».

Д/и «Чайный сервиз» 

Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.

Д/и «Коврик для Кота Леопольда»

Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.

Март

Аппликация «Украсим салфетку» 

Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприятие.

Найди предмет такой же формы. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом

Конструирование «Башня» 

Закреплять представление об относительной величине предметов

Аппликация «Узор по кругу» 

Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа.

Д/и «Спрячь колобка» 

Геометрическая форма и цвет

Д/и «Собери по цвету» 

Цвет предметов

Работа с родителями:

Сентябрь

1. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребёнка» (мастер – класс)

2. Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет».                  Ноябрь

3. Беседы о роли развивающих игр для малышей. Декабрь

4. Наглядная информация: папки-передвижки.

«Дидактические игры по сенсорике для детей 2- 4 лет»

«Дидактические игры, развивающие восприятие формы»

«Дидактические игры на целенаправленное восприятие цвета».

«Игры, развивающие цветовое восприятие».

Октябрь-Март

5. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей в течение всего проекта

Заключительный этап.

Результаты проекта:

1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; (фото предметно – развивающей среды).

Мною были изготовлены:

- игры и пособия:

«Коврик для Кота Леопольда»

«Цветные феечки»

«Книжка - малышка»

«Волшебный слонёнок»

«Божьи коровки»

o Лэпбук «Изучаем цвет»

o и другие.

- картотека дидактических игр по сенсорному восприятию.

- перспективное планирование дидактически игр и упражнений по сенсорному развитию для детей 3 - 4 лет.

2. Родители получили:

o методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.

o методические рекомендации по созданию условий проведения дидактическихигр в домашних условия.

o консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет».

o памятки для родителей «сенсорное развитие детей 3 – 4 лет».

В ходе проекта родителями были изготовлены дидактические игры:

«Спрячь колобка»

«Собери в корзину»

«Собери по цвету»

«На какую фигуру похож предмет»

«Высокий - средний – низкий»

«Спрячь птичку»

«Заплатки. Подбери фигуру»

«Какой краской нарисовано».

3. Поведено итоговое мероприятие - совместное развлечение детей и родителей «Воздушные шарики».

4. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, закрепил представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждали интерес, любознательность, внимание.

Перспективы развития проекта:

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию

Список литературы.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 2005;

3. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.

4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"

Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе.  Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».

Сенсорная коробка  — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...

Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительнос...

Презентация проекта на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Презентация проекта была предсавленна вниманию коллег во время семинара - практикума на тему: «Создание РППС для успешной адаптации детей дошкольного возраста»....

Проект на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.

     Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств ...