Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
учебно-методический материал (младшая группа)

Удавихина Наталья Анатольевна

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов детского сада

«Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

                                                                 Подготовила:

                                                               воспитатель Удавихина Н.А.

                                                                                   

 

Тема круглого стола: «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема круглого стола «Значение адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада»

План работы:

  1. Дать определение адаптации.
  2. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
  3. Способы облегчения адаптации.

  

  1. Что такое адаптация

Ведущий. Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста, но требуют непременного участия взрослого и определенных воздействий.

Возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно, относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в детский сад протекает для него не безболезненно.

 Чем, по вашему мнению, является детский сад при поступлении ребенка раннего возраста. Детский сад для него это…?

новое окружение – взрослые, другие дети, новые игрушки, новые предметы, процесс вхождения в новую среду и т.д.

Ведущий. Толковый словарь русского языка  И.С. Ожигова, Н.Ю. Шведовой дает нам следующее определение:

«Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям»

Адаптация — это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.          

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучии

II. Влияние адаптации на здоровье ребенка.

Ведущий. Значение адаптации, т.е. приспособление детского организма к окружающей среде отражается на дальнейшем здоровье и самочувствии в новых условиях.

? Какое влияние оказывает адаптация на здоровье ребенка?

- Ребенок начинает плакать, отказывается от общения с воспитателями, другими взрослыми, отказывается от еды, с детьми не играет, сон его короткий, не глубокий.

Ведущий. Ребенок, поступая в дошкольную среду, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.

Поступление ребенка в детский сад является для него новым неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии. Стресс имеет свои особенности:

1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениями гормональной системы организма. Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные ситуации, и если бы организм не был  приспособлен к перенесению стресса, то люди бы сразу умирали.   Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую ситуацию,  правильно воздействовать на детей и искать способы облегчения адаптации.

3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок заболевает.

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам самостоятельного обслуживания и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.
III. Способы, облегчающие адаптацию.

Ведущий. Привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в жизни.

? Какова, по вашему мнению роль семьи в подготовке ребенка к детскому саду?

Родителям необходимо заранее познакомится с воспитателями группы, режимом дня, пройти консультацию у педагога-психолога, медицинского работника, старшего воспитателя. Так же следует рассказать воспитателям об особенностях поведения ребенка, его интересах.

Необходимо особое внимание уделить родителям рациону питания, приучить ребенка к разнообразным овощным, молочным и рыбным блюдам. Тогда ребенок не останется голодным.

Режим дома следует максимально приблизить к режиму детского сада, так как коррекцию желательно проводить в домашних условиях, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Необходимо сформировать у ребенка навыки самостоятельности, которые будут проявляться в процессе умывания, во время приема пищи, одевания и раздевания. Самостоятельность в действиях с игрушками, положительно скажется на самочувствии ребенка.

Воспитатель, имея полную информацию о ребенке, быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче.

?Какова роль воспитателя для обеспечения легкой адаптации?

Для поступившего в детский сад ребенка следует установить щадящий режим, позволить ему подольше поспать, пораньше лечь, вовлечь его в игру, позволив принести любимую игрушку из дома.

Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего ребенок любит заниматься.

В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скачали и вспоминали. В группе создать условия максимально приближенные к домашним, эмоционально благоприятную атмосферу.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
  1. Возраст ребенка. 
  2.  Характеристики семейной ситуации.
  1. Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.

 Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.

  1. Недостаток подготовки ребенка к ДОУ.
  1. Неспособность самостоятельно обслуживать себя. Именно этот фактор значительно мешает привыканию к детском саду, ведь отсутствие самостоятельности ребенка вынуждает его больше контактировать с другими малознакомыми взрослыми.
  2. Избыток впечатлений. В первые дни малыш узнает много нового и испытывает яркие впечатления, как негативные, так и позитивные. Излишнее эмоциональное возбуждение переутомляет малыша, а следствием этого являются нервозность и капризы.
  3. Неприязнь в общении с конкретными детьми и персоналом. 
  4.   Биологические и социальные факторы. 
  5.  Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка.      

Ведущий: По каким параметрам можно определить, как прошел период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения?

Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:

1 уровень - Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.

У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

2 уровень - Средний уровень адаптации (20-40 дней)

Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми.

Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

3 уровень Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников.

Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

•        Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду.

•        У ребенка сформировались своеобразные привычки.

•        Малыш не приучен к непродолжительному одиночеству и не может играть игрушками наедине с собой.

•        Отсутствие навыков в соблюдении гигиены.

•        Малыш редко находится в компании незнакомых людей

Показателями окончания адаптационного периода является:

• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

• уравновешенное настроение в течение дня;

• адекватное отношение к предложениям взрослых;

• общение с ними по собственной инициативе;

• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

 Следовательно, знание  данных факторов позволит, обеспечит адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.      

Ведущий.

- Вывод: Для того, что бы период адаптации протекал с наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:

  • Научить ребенка вступать в общение со взрослым и сверстниками.
  • Выработать привычку к режиму дня.
  • Повышать уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
  • Не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми и самостоятельными.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"

Материал предназначен для педагогов ДОУ с целью взаимодействия с родителями детей раннего возраста по периоду адаптации в детском саду....

Методические рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узна...

Круглый стол для воспитателей на тему «Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение периода адаптации. План работы:I. Дать определение адаптации.II. Влияни...

Консультация для педагогов. Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация адресована воспитателям образовательных учреждений, работающим в группах с детьми раннего возраста, реализующим программы дошкольного образования "Организация процесса адаптации дете...

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...