Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"
проект (средняя группа)

Гришаева Лилия Ришатовна

Задачи программы:

1. Расширять представления детей об

окружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;

2. Формировать умение действовать в

соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов, используя счетные палочки, умение

согласовывать свои действия с партнерами по игре;

3. Развивать навыки общения, мелкую моторику

рук, творческие способности, познавательный

интерес, произвольность психических процессов,

наглядно-образных и абстрактно-логических видов

мышления и типов памяти, основных

мыслительных операций, основных свойств внимания, навыки ориентировки в пространстве;

4. Обучать вариативным способам выкладывания счетных палочек, планированию процесса

создания собственной конструкции;

5. Воспитывать потребность в сотрудничестве,

взаимодействии со сверстниками, аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\Палочки\ТИТЛИСТ.jpeg

Конструирование из счетных палочек

Информационная карта

Наименование

программы

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек

Основания разработки программы

 "Конвенция о правах ребенка" (одобрена

Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

(вступила в силу для СССР 15.09.1990);

 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который определяет модель

учреждения, содержание образования

учащихся (воспитанников ДОУ), перспективы развития педагогического коллектива;

 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная

распоряжением Правительства РФ от

04.09.2014г. №1727-р;

 СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.

«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

 Приказ Министерства образования и науки РФ

от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Заказчики

Родители дошкольников

Составители программы

Гришаева Лилия Ришатовна, воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного

учреждения детский сад №28 «Снегирёк»

общеразвивающего вида.

География программы

Юридический адрес: Московская область,

Истринский район, п. Снегири, ул.Октябрьская д.1

Телефон: 8(49831)6-62-78

Фактический адрес: Московская область,

Истринский район, с. Рождествено, Сиреневый бульвар, стр.17

Тел.: 8 (49831) 6-44-78

Цель программы

Развитие интеллекта, технического мышления, творческих и коммуникативных способностей детей, посредством

конструкторской деятельности со счетными палочками.

Задачи программы

1. Расширять представления детей об

окружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;

2. Формировать умение действовать в

соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов, используя счетные палочки, умение

согласовывать свои действия с партнерами по игре;

3. Развивать навыки общения, мелкую моторику

рук, творческие способности, познавательный

интерес, произвольность психических процессов,

наглядно-образных и абстрактно-логических видов

мышления и типов памяти, основных

мыслительных операций, основных свойств внимания, навыки ориентировки в пространстве;

4. Обучать вариативным способам выкладывания счетных палочек, планированию процесса

создания собственной конструкции;

5. Воспитывать потребность в сотрудничестве,

взаимодействии со сверстниками, аккуратность.

Направленность

программы

Техническая

Ожидаемый результат

программы

Обеспечена положительная динамика

качественных показателей развития

интеллектуальных способностей дошкольников, до

80 %, 100% родителей удовлетворены качеством образовательных услуг в группе.

Срок действия

программы

2 года

Пояснительная записка

        «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»   А.С. Макаренко

Благодаря тому, что в систему дошкольного образования был введен

Федеральный Государственных Образовательный Стандарт, перед педагогами открываются возможности использования новых педагогических технологий, и методик.         В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и доставляет детям удовольствие, вызывает у них положительные эмоции! Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки.

Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также подготовку кисти руки к письму. Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.

Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов,   овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. 

Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому  придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

        Таким образом:

• счетные палочки развивают мелкую моторику: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;

• занятия со счетными палочками способствуют формированию математических представлений у детей дошкольного возраста;

• во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;

• разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;

• выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;

• составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;

• и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету; дети знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

        Счетные палочки универсальны и многофункциональны, их можно использовать в большинстве видов деятельности по конструированию и моделированию, что в свою очередь дает возможность осуществления интегративных связей между образовательными областями. Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

Новизна

Программа нацелена в первую очередь на создание условий для

самовыражения личности ребенка, развитие его индивидуальности. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Играя с счетными палочками, дошкольник открывает для себя новый мир, который предоставляет ему возможность приобретать такие социальные качества как любознательность, самостоятельность, активность, креативность, взаимопонимание, навыки эффективного и продуктивного сотрудничества, сотворчество. Благодаря этому у ребенка повышается самооценка через осознание «у меня получается, я могу», что в свою очередь настраивает на позитивный лад и ведет к снятию эмоционального и мышечного напряжения. В ходе образовательной деятельности дети становятся творцами, конструкторами и строителями, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои задумки. Постепенно развивается умение пользоваться чертежами и схемами, улучшаются навыки конструирования и моделирования, благодаря чему формируется техническое, проектное мышление, развивается интеллект и мелкая моторика. Интегрирование различных образовательных областей открывает дошкольникам возможности овладения новыми навыками и расширяет круг их интересов.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием

технического мышления и моделирования у дошкольников и проработки и

закреплению конструкторских способностей детей через практическую

игровую деятельность со счетными палочками через специальные задания на

наблюдение, сравнение, конструирование, домысливание с последующим

достраиванием постройки в соответствие со своим замыслом.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована такая структура деятельности, которая создает

все условия для развития конструкторских способностей воспитанников,

предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные принципы программы: доступность и наглядность,

последовательность и систематичность обучения, с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят

путь от простого к сложному, периодически возвращаясь к пройденному

материалу, но уже на новом, более сложном техническом и творческом уровне.

Содержание педагогического процесса

Совместная деятельность педагога и детей по конструированию из счетных палочек направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Игры со счетными палочками учат ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового. Преобразуя одну модель в другую, ребенок

выступает в роли творца.

Для обучения детей конструированию из счетных палочек используются разнообразные методы и приемы.

Методы:

- Наглядный

- Информационно-рецептивный

- Практический

- Частично-поисковый

- Словесный

- Проблемный

- Игровой

Приёмы:

- Рассматривание на занятиях готовых узоров, моделей, демонстрация способов выкладывания палочек, приемов подбора элементов по размеру, форме, цвету;

- Обследование счетных палочек, при котором задействуются различные

анализаторы (зрительные и тактильные) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа);

- Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование

готовых заданий (моделей), самостоятельное их преобразование;

- Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание

моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогии);

- Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных

приемов работы;

- Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и

демонстрация образцов, разных вариантов моделей;

- Использование сюжета игр для организации детской деятельности,

персонажей для обыгрывания сюжета;

- Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением моделируемых предметов и их моделей из палочек;

- Совместная деятельность педагога и детей;

- Решение проблемных задач с помощью педагога.

В средней группе (4-5 лет) в организации детской деятельности используются приемы: предметное конструирование, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, совместная работа педагога с детьми (на начальном этапе), в дальнейшем - постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера; анализ и оценка процесса работы; анализ и оценка результата деятельности детей.

В старшей группе (5-6 лет) в организации детской деятельности в основном используются приемы: сюжетное конструирование, конструирование по схемам, моделям, по заданным условиям, анализ и оценка результата деятельности детей. Педагог учит детей планировать этапы создания собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения.

Для выполнения задания дети могут объединяться в пары и группы. К

основным приемам, используемым в работе с детьми, добавляются – работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта. Закрепляются навыки

работы в коллективе.

Способы обучения дошкольников конструированию:

- по образцу;

- по модели;

- по условиям;

- по карточкам-схемам;

- по свободному замыслу;

- тематическое конструирование.

Планируемые результаты освоения программы

 В результате освоения программы по конструированию

из счетных палочек:

Дошкольник средней группы должен знать:

Основные цвета, счет в пределах 5, основные геометрические фигуры.

Дошкольник средней группы должен уметь:

Конструировать (выкладывать) из счетных палочек по образцу, заданной схеме отдельные предметы, модели.

Выкладывать простые узоры, модели по условиям, заданным педагогом.

Работать с воспитателем, самостоятельно и в коллективе.

Ребенок знаком с различными действиями со счетными палочками;

проявляет желание конструировать из них понравившиеся ему предметы;

использует счетные палочки в свободной деятельности

Дошкольник старшей группы должен знать:

Цвета, счет в пределах 10, геометрические фигуры.

Дошкольник старшей группы должен уметь:

Конструировать (выкладывать) из счетных палочек, как отдельные предметы, так и сюжетные композиции.

Конструировать по условиям, заданным педагогом.

Конструировать по образцу, заданной схеме.

Конструировать по замыслу.

Творчески реализовывать собственные замыслы.

Работать самостоятельно, в паре, в коллективе.

Результаты освоения программы

Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация

занятий в рабочем журнале; проведения мониторинга два раза в течение

учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив

диагностическую карту (см. приложение 1), практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ

успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического

материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния

проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: дети

конструируют по заданным условиям, дети конструируют по замыслу и

находят пути и способы решения для воплощения задуманного в модели.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении

необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий,

времени прохождения материала.

Материально-техническое обеспечение:

1. Стульчики по количеству детей;

2. Столы;

3. Цветные счетные палочки по количеству детей;

4. Схемы;

5. Иллюстрации моделируемых (реальных) предметов, сюжетов;

6. Карточки с образцами.

Кадровое обеспечение: реализацию игровой педагогической технологии проводят воспитатели данных возрастных групп.

Настоящая программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет и 5-6 лет) и рассчитана на 2 учебных года. Предполагает проведение двух занятий в месяц, то есть, непосредственно образовательной деятельности по  конструированию из счетных палочек в первой половине дня с продолжительностью 20-25 минут (для среднего возраста) и 25-30 минут (для старшего возраста). Общее количество учебных занятий в год - 18 для каждой возрастной группы. Мониторинг детей проводится 2 раза в год в сентябре и в мае.

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности.
•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать цифры в пределах 5. Считать предметы, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу не сложные постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10.  Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.

2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии посередине дорожки, не выходя за её края.

7. Ребенок может различать правую и левую руку.

Родителям ребенка важно:

•    Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
•    По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
•    Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

•    Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

•    Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

•    Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

•    Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
•    Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
•    Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная

физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики

помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно

одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает

намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала,

более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех

познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги

ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения,

развивается фонематический слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в

пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее

устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности,

элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и

произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от

индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания,

развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки

дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий

уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности,

умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) –

характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,

которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием

обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-

действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку

видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия

собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития

словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании

объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать

адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в

их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится

доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.

Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при

чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика:

активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и

воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос,

космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д.

Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной

деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких

второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары,

руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и

волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует,

проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских

игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и

общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые

различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который

определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются

микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них –

смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со

сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению

детского сообщества. Развивается система межличностных отношений,

взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками

небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны

во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает.

Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах,

помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра,

основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта

деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация

важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка

навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением

в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают

себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети

создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных

характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5

годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника,

адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств.

Видоизменяются и формы выражения чувств.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей

ребенка, общения со сверстниками. Игра остается

основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и

содержание.

В этом возрасте ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку

ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное

внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого

на привлечение внимания «плохими» поступками.

• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и

возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных

другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила

взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых

игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В

этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его

товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать

сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать

много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться

страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Математика

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево,

вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со

множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько?

Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной,

треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат,

прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть

город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они

работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для

выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от

повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их

использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения,

спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

1. Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель,

посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений

природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых

героев.

Навыки обихода

1. Ребенок может звонить по телефону.

2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема

пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за

прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней

недели.

Родителям ребенка важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его

магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и

просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению,

позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не

эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого

разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там,

где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая

своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая

сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из

нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Перспективное планирование в средней группе.

Продолжительность занятия 20 минут.

Наименование тем

Содержание работы

Теория/мин

Практика/мин

1

Знакомство со счетными палочками, техникой безопасности на занятиях с палочками

Дать детям представления о

происхождении счетных палочек, их применении. Расширять сенсорный опыт детей. Активизировать

внимание. Развивать

познавательный

интерес, коммуникативные навыки.

10

10

2

Разноцветные дорожки

Познакомить детей с

эталоном цвета,

закрепить название

основных цветов, приобщать детей к моделированию,

развивать умение

группировать,

классифицировать

палочки по цвету.

Развивать речь детей,

внимание, память,

мышление.

8

12

3

 Лесенка

Знакомить детей с картами-схемами, упражнять в конструировании.

Закрепить

количественные

представления один-

много-ни одного.

Развивать логическое

мышление, память, внимание.

7

13

4

Строим заборчики

Формировать

представление о высоте и длине палочек. Закрепить

понятие «высокий»,

«низкий», «длинный», «короткий». Развивать навыки конструирования, логическое мышление, речь. Развивать

умение сравнивать

предметы по высоте и

длине.

7

13

5

Сложи геометрическую фигуру

Закрепить у детей

знания о

геометрических

фигурах, об их

свойствах. Упражнять в

конструировани

геометрических фигур

из палочек. Закрепить

умение узнавать и

различать квадрат,

треугольник,

прямоугольник.

8

12

6

Ёлочки

Учить детей

самостоятельно

выкладывать

изображения из палочек

в соответствие с

образцом. Развивать

навыки

конструирования, речь, пространственное воображение.

7

13

7

Домик

Продолжать учить детей

самостоятельно

выкладывать

изображение из палочек

в соответствие со схемой. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки конструирования, речь, пространственное воображение.

7

13

8

Снежинки

Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек в соответствии с заданием. Упражнять в моделировании по иллюстрации. Развивать мелкую моторику, речь, логическое мышление. Упражнять в счете, закреплять знание цветов. Воспитывать любовь к явлениям природы.

7

13

9

Грибок

Продолжать упражнять в конструировании по схеме. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать пространственное воображение, речь, внимание, память.

7

13

10

Стульчик

Познакомить детей со способом преобразования одной конструкции в другую (квадрата – в стульчик). Упражнять в конструировании. Предложить спонтанное, самостоятельное конструирование-преобразование. Развивать творческую инициативу, фантазию.

8

12

11

Флажок

Продолжать упражнять в моделировании по иллюстрации. Развивать внимание, мелкую моторику, речь, логическое мышление. Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 3-х.

7

13

12

Звезда

Закреплять навыки конструировании по схеме. Познакомить с понятием угол. Развивать пространственное воображение, внимание, память, речь. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.

6

14

13

Цветок

Продолжать упражнять в конструировании по образцу. Знакомить с частями-элементами цветка. Упражнять в счете в пределах 4-х. Воспитывать чувство уважения к мамам, бабушкам.

7

13

14

Кораблик

Продолжать упражнять в конструировании по схеме. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать пространственное воображение, речь, внимание, память. Воспитывать усидчивость.

6

14

15

Ракета

Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно определить из каких частей-фигур будет смоделирована ракета. Воспитывать чувство гордости, уважения к космонавтам.

6

14

16

Рыбка

Закреплять умение

конструировать по

образцу. Предложить дополнить/украсить рыбку элементами из цветной бумаги. Развивать творческие способности.

Воспитывать интерес к

моделированию различных объектов.

5

15

17

Бабочка

Учить конструировать половину объекта по схеме с последующим достраиванием второй симметричной его половины самостоятельно.

Закреплять конструкторские навыки. Активизировать внимание, мышление.

Воспитывать целеустремленность.

6

14

18

Свободное спонтанное конструирование

Повторение и закрепление навыков самостоятельного и коллективного конструирования, закрепление знаний цветов, геометрических фигур, счета в пределах 5. Формировать умение

работать в коллективе. Воспитывать

желание помогать друг другу, радоваться успехам.

5

15

Перспективное планирование в старшей группе.

Продолжительность занятия 25 минут.

Наименование тем

Содержание работы

Теория/мин

Практика/мин

1

Техника безопасности на

занятиях по конструированию из счетных палочек

Повторить с детьми правила

безопасного поведения при работе со счетными палочками.

Развивать память,

коммуникативных умения, речь, сенсомоторику.

Воспитывать интерес к

конструированию.

15

10

2

Геометрические фигуры

Напомнить и закрепить навыки конструирования по образцу основных геометрических фигур. Познакомить с новыми фигурами: ромб, трапеция.

8

17

3

 Симметричные узоры

Учить составлять из палочек симметричные

узоры. Развитие логического

мышления, внимания.

5

20

4

Осенний лес

Формировать навыки сюжетного конструирования по образцу. Активизировать внимание. Развивать пространственное воображение, сенсомоторику.

6

19

5

Теремок для зверят

Учить преобразовывать  одну конструкцию в другую, решая проблемную задачу – Как всем зверятам уместится в теремке? Упражнять в конструировании, в счете. Развивать мышление, память, речь.

7

18

6

Ваза для мамы

Учить конструировать самостоятельно на заданную тему. Украшать вазу узорами по собственному замыслу. Воспитывать любовь к маме, аккуратность в работе.

5

20

7

Олень в лесу

Упражнять в конструировании по схеме. Формировать умения работать в паре. Учить самостоятельно дополнять работу узорами-сугробами. Воспитывать желание помогать друг другу, интерес к совместной деятельности.

5

20

8

Знакомство с

профессиями архитектора,

инженера-

конструктора и

спонтанная (свободная) игра со счетными палочками

Формирование представлений о

труде

архитектора, инженера-

конструктора. Развивать

познавательный интерес к труду и

продуктам труда данных

профессий.

10

15

9

Мебель в нашем доме

Закреплять умение детей

конструировать по схемам.

Активизировать внимание,

мышление.

Воспитывать интерес к

конструированию из палочек.

5

20

10

Ёжик на полянке

Продолжать учить конструировать из палочек самостоятельно на заданную тему. Упражнять в количественном и порядковом счете.

5

20

11

Робот и ребята

Закреплять умение

конструировать по

образцу. Закреплять знание геометрических фигур.

Активизировать внимание.

Воспитывать

целеустремлённость.

5

20

12

Выставка танков

Расширять знания детей о военной технике. Учить конструировать часть

объекта по инструкции педагога с

последующим достраиванием

по собственному замыслу.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать

чувство уважения к защитникам Родины.

7

18

13

Цветочная поляна

Закреплять умение конструировать по схеме новые объекты, знакомые элементы конструировать без схемы,

по собственному замыслу.

Развивать

творческие способности.

Воспитывать

чувство уважения к мамам, бабушкам.

5

20

14

Морские обитатели

Упражнять в сюжетном конструировании на заданную тему. Поощрять инициативу детей. Моделировать море (волны, водоросли), рыбок разных форм, краба по инструкции педагога и самостоятельно. Закреплять знания количественного счета.

5

20

15

Космический спутник

Формировать знания детей о Космосе. Закреплять навыки конструирования по схеме. Закреплять умения работать в паре. Воспитывать чувство гордости, уважения к космонавтам.

7

18

16

Морковки на грядке

Закреплять умение

конструировать по

образцу, знание геометрических фигур. Упражнять в счете, в сравнении по количеству и по величине. Активизировать мышление, внимание.

5

20

17

Птичье семейство

Упражнять в умении конструировать объекты симметричные образцу. Развивать мышление, пространственное воображение. Воспитывать усидчивость, целеустремленность.

5

20

18

Итоговое занятие

(конструирование на

свободную тему)

Способствовать умению

конструировать по собственном

замыслу. Развивать

познавательный

интерес. Воспитывать

целеустремлённость.

5

20  

Методическое обеспечение программы дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек

«Конструирование из счетных палочек»

1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с

детьми средней (дети 4-5 лет) и старшей (дети 5-6 лет) групп;

2. Составление перспективного планирования по конструированию из счетных палочек с учетом методических рекомендаций по

организации работы с детьми с учетом возрастных особенностей;

3. Разработка конспектов непосредственной образовательной

деятельности по конструированию из счетных палочек на основе перспективного плана;

4. Проведение мониторинга конструктивной деятельности детей, в

которой выделены уровни освоения и критерии обследования

развития конструктивной деятельности детей со счетными палочками. Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с использованием

следующих методов: наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов

детской деятельности;

5. Изучение методической литературы по конструированию из счетных палочек.

Список литературы

1. Глушакова О. А., Весёлые счётные палочки: картотека заданий и упражнений со счетными палочками /О.А. Глушакова, С.И. Дедова. — Мо

зырь: Содействие, 2011.

2. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и

методические основы организации деятельности: учебно-методическое

пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба,

Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.

3. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ.

Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина.– М.:

ТЦ Сфера, 2008.

4. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в

ДОУ: методическое пособие /О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2003.

5. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ООО «ТЦ Сфера» 2005 – 212с.

6. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. М.: ИД «Цветной мир», 2015.

7. Янушко Е.А Конструирование. Палочка за палочкой/ М.: ЭКСМО, 2014

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2лист.jpeg

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\лист3.jpeg

Достаточный уровень – 3 балла

Близкий к достаточному уровню – 2 балла

Недостаточный уровень – 1 балл

Диагностика. Средняя группа. Май 2021 г.

Ф.И. ребенка

Умение конструировать по инструкции

Умение конструировать по схеме

Умение конструировать по образцу

Умение моделировать по иллюстрациям и рисункам

Общий балл

Средний балл

Достаточный уровень – 3 балла

Близкий к достаточному уровню – 2 балла

Недостаточный уровень – 1 балл

Диагностика. Старшая группа. Сентябрь 2021 г.

Ф.И. ребенка

Умение конструировать по инструкции

Умение конструировать по схеме

Умение моделировать по иллюстрациям и рисункам

Умение конструировать по замыслу

Общий балл

Средний балл

Достаточный уровень – 3 балла

Близкий к достаточному уровню – 2 балла

Недостаточный уровень – 1 балл

Диагностика. Старшая группа. Май 2022 г.

Ф.И. ребенка

Умение конструировать по инструкции

Умение конструировать по схеме

Умение моделировать по иллюстрациям и рисункам

Умение конструировать по замыслу

Общий балл

Средний балл

Достаточный уровень – 3 балла

Близкий к достаточному уровню – 2 балла

Недостаточный уровень – 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью LEGO-конструктора «ПОСТРОЙ-КА»

        Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (с...

программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и конструированию из бросового материала "Умей-ка"

программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и конструированию из бросового материала "Умей-ка" возраст общающихся 5-6 летсрок реал...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности дошкольников посредством песочной анимации "Хочу всё знать"

Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...