Перспективный план самообразования 2020-2021 год
материал по обж (средняя группа)

Кочергина Наталья Викторовна

План самообразования на год для детей средней группы по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobraz-yu_na_20-21_god.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

                          План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год  в средней группе на тему:

                        «Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения»

                                                                     

                                                                       

Цель: 

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приемы формирования у детей представлений о правилах дорожного движения.

Задачи:

- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

-Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

-Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Актуальность:

Обучение детей правилам  безопасности дорожного движения по-прежнему остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок,  который запомнится им, будет применяться в нужный момент и  конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин  дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т.д. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.

 

Ожидаемые результаты:

Дети знают:

- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Сентябрь

1.Рассматривание картин «Улица города». Цель: Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки), по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения на улице о светофоре и значении его цветов.

2.Дидактическая игра: «Знакомство с улицей города». Цель: Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и, дороги, по которым движется транспорт, формировать у детей понятие, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним.  Дидактическая игра «Где мы гуляем». Цель: Знакомить с понятиями «Дорога», «Улица».

3.Практическое упражнение: «Правила поведения на тротуаре и передвижение по дороге". Дидактическая игра «Куда пойдешь - то найдешь». Правила перехода проезжей части дороги.

4. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.

Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем».

Октябрь

 Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).

1.Дидактическая  игра: «Путешествие по городу на транспорте». Цель:  знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парки, детские сады, школы), дать представление о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, маршрутном такси. Знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта.

2.Дидактическая игра «Без чего машина не бывает?». Цель: повторить названия транспортных средств. Учить называть части машины и их назначение.

Рисование «Городской транспорт». Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании мелом на асфальте.

Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.

3.Чтение художественных произведений: Я. Пишумов «Машины». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4.Конструирование «Гаражи для машин», «Стоянка для машин». Учить сооружать постройки, следуя заданным условиям.

Ноябрь

 «Светофор».

1.Дидактическая игра «Наш друг светофор». Цель: закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с  правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

 Дидактическая игра «Собери светофор».

Дидактическая игра «Найди такого цвета, как сигнал светофора». Закрепить с детьми знание цветов светофора - красный, желтый, зеленый. Учить детей безопасному поведению на улице. Знакомить с

правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

2.Целевые прогулки. «Светофор». Дополнять представления детей об улице новыми сведениями. Закреплять знания о светофоре.

3.Загадки о светофоре. Через загадки развивать у детей мышление, смекалку.

Чтение  С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор», «Светофор - постовой». Н. Елжова, стихотворение «Бездельник - светофор» С. Михалков.  Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4. Аппликация «Светофор».  Цель: Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности.

Декабрь

Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: закреплять знания детей о правилах безопасного поведения зимой; познакомить с особенностями зимней дороги; учить детей рассказывать о том, как дети играют зимой.

Январь

 «Дорожные знаки».

1.Беседа «Знаешь ли ты дорожные знаки?». Дидактическая игра: «Помощники на дороге». Цель:  закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

2.Дидактическая игра « Правила дорожного движения». Цель: закреплять основы дорожной грамоты, познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением, способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

 Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».

 Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».

3.Развлечение «Незнайка у нас в гостях». Цель: закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.

Февраль

 Правила перехода проезжей части дороги.

1.Дидактическая игра «Пешеход». Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице.

2.Дидактическая игра: «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».

3.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.

4.Дидактическая игра «Дорожное лото». Цель: развивать у детей наблюдательность на дороге, закреплять правила поведения на улицах города, учить детей анализировать ситуации на дороге.

Март

Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактическая игра «Зеленый огонек». Цель: расширять  знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх.                                  

Дидактическая игра «Берегись автомобиля». Закреплять  правила дорожного движения

2. Чтение художественной литературы В. Лебедев - Кумач «Про умных зверюшек»,  С. Маршак «Мяч».                                                                                        

3.Целевая прогулка на ближайший перекресток. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей. Развивать наблюдательность и любознательность.   4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора, по пешеходной дорожке

Апрель

 Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактическая игра: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении». Настольно - печатные игры. Знакомить с правилами настольных игр по ПДД.

2. Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».

3. Чтение пр      Произведения М. Дружиной «Умный светофор». Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения.

4. Беседа «Дорога до детского сада».  Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Май

 Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактические и настольно - печатные игры: «Едем в общественном транспорте». «Виды транспорта».  «Собери картинку» разрезанные на 4 части картинки с видами транспорта.

Проигрывание ситуаций «Мы на остановке», «Мы в автобусе». Инсценировка ситуации - мама с сыном входят в автобус. Из автобуса пассажиры выходят по очереди.

Проблемная ситуация - в автобус входят папа и сын.  Кто кого должен посадить.

2. «Правила поведения в общественном транспорте». Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта.

3.Чтение художественных произведений: В. Берестов «Это еду я бегом». С. Михалков «Если свет зажегся красный». С. Яковлев «Нужно слушаться без спора». С. Маршак «Мяч».  С. Михалков  «Дядя Степа - милиционер». Б. Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси». С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор».  Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.                                                                           

4.Развлечение «Веселые правила движения» .Цель: закреплять знания детей о ПДД через игровые ситуации.

Работа с родителями:

1.Профилактические беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2.Оформление информационных стендов.

3.Анкетирование.

4.Издание буклета для родителей « Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД)

5.Участие родителей в проведении месячника по правилам дорожной безопасности.

6.Памятки на тему «Правила перехода улицы».

7.Консультация для родителей «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

8.Консультация для родителей: «Безопасность в общественном транспорте», «Перевозка детей в личном и общественном транспорте».
9.Прогулка к проезжей части - привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

10.Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»                

11.Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....