Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"
проект

Михель Юлия Анатольевна

Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eto_russkaya_storonka_eto_rodina_moya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

                                                                           

Проект

по приобщению дошкольников

к русской народной культуре

«ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА,

ЭТО РОДИНА МОЯ»

г. Пыть-Ях

2020 г.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д. Лихачев

   

Социальная значимость проекта:

Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.  

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Назначение проекта:

Проект определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по их реализации. Он направлен на формирование у дошкольников основ русской народной культуры.

Актуальность проекта:

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории, не могут различать народные промыслы.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный

По доминирующему методу: информационно - творческий

По характеру контактов: в рамках образовательной организации

По количеству участников: фронтальный

Участники проекта:

Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родители.

Цель проекта:

Разработка и реализация системы мероприятий по расширению представлений дошкольников о быте, культуре и традициях русского народа.

Задачи проекта:

Задачи, направленные на педагогов:

- спроектировать инновационную модель сотрудничества детского сада и семьи по приобщению воспитанников к русской народной культуре;

- обогатить развивающую предметно — пространственную среду группы по русской народной культуре;

- способствовать развитию познавательной активности.

Задачи, направленные на воспитанников:

- формировать представление об особенностях русского быта и традиционного уклада жизни русского народа через создание развивающей предметно-пространственной среды;

- развивать интерес к русской народной культуре, предметам прошлого, осознавать их культурную принадлежность;

- формировать представление о малых формах фольклора, народных промыслах;

- приобщать к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей воспитанников:

- повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;

- активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.

Ожидаемый результат:

- создание единого образовательного пространства по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;

- применение наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих возрастным особенностям развития детей и основным направлениям работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;

- повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения детей к русской народной культуре;

- расширение представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа;

- повышение интереса детей к русской народной культуре;

- обогащение развивающей предметно – пространственной среды;

- повышение интереса родителей к русской народной культуре.

Основные принципы:

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; 

принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность знаний художественных произведений и их использование в различных видах детской деятельности, их органическую взаимосвязь;

принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;

         принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип интеграции - позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе комплексно-тематического единства с интеграцией всех образовательных областей;

принцип целостности - предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

         принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом.

План реализации проекта

I этап – информационно-подготовительный (организационный) 

Цель этапа: выявление наиболее эффективных методов и приемов работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, создание единого образовательного пространства.

         -  изучение методического материала и разработка документов для создания условий реализации проекта;

         - изучение научно-методической литературы по проблеме.

II этап – формирующий

На данном этапе осуществляется образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа:

  • организация и проведение циклов занятий;
  • проведение совместных экскурсий и мероприятий;
  • разработка и изготовление практического и наглядного материала.

Мероприятия по реализации проекта

п/п

Мероприятия

Ответственный/

исполнители

Организационно – методическая работа

1.

Образовательная деятельность, беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей «Русская изба»:

 «Русская матрешка», «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки»;

«Русская изба»; «Русская народная утварь»;

«Быт русского народа»;

«Путешествие на ярмарку народных промыслов»;

«В гостях у народных мастеров»;

«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»;

«Путешествие к мастерам Хохломы»;

«Филимоновская игрушка»;

«История русского народного костюма»;

Виртуальная экскурсия в прошлое «В какой одежде ходили прежде»;

«Умей в гости звать, умей и угощать»;

«Народная игрушка – кукла-самоделка»;

Литературная викторина «В гостях у сказки»;

«Русские народные музыкальные инструменты»

Воспитатели

2.

Игровая деятельность:

- дидактические игры: «Найди такую же матрешку», «Составь узор», «Укрась кокошник», «Чей костюм», «Расскажи, какая роспись», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери матрёшку» и др.

- подвижные народные игры: «Гори, гори ясно», «Чай, чай, выручай», «Золотые ворота», «Ручеек», «Цепи кованные», «Салки», «Лошадки», «У медведя во бору»и др.

- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Ждем гостей», «К бабушке в деревню»

- игры-драматизации: по русским народным сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре

3.

Знакомство с художественной литературой:

- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, прибаутками, закличками, пословицами, поговорками);

- чтение русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Василиса Прекрасная»  и т.д.

Воспитатели,

музыкальный руководитель

4.

Художественное творчество детей:

- рисование: «Укрась фартучек матрешке», «Роспись дымковских игрушек», «Завиток» (декоративное рисование), «Синие цветы Гжели», Иллюстрации к русским народным сказками др.

- лепка: «Бублик», «Петушок с семьей», «Дымковская барышня»;

- аппликация: «Половик для горницы», «Украсим фартук Дымковской барышни»; «Веселый хоровод Матрешек», «Украшение сарафана»;

- конструирование: «Домик для матрешки», «Русская изба»

Воспитатели

5.

Создание тематических альбомов:

«Предметы быта русского народа», «Народная игрушка», «Русский народный костюм», «Русские народные музыкальные инструменты»

Воспитатели

6.

Создание картотеки:

«Русские народные подвижные игры», «Без примет ходу нет» (народные приметы), «Малые фольклорные формы» (потешки, заклички, пословицы, поговорки)

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

7.

Итоговое мероприятие «Посиделки в русской избе»

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста

Консультативная работа

1.

Консультация:

«Приобщение детей к народным традициям»,

«Роль родителей в возрождении русских традиций»,

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатели

2.

Буклеты:

«Игры, которые можно использовать дома»;

Воспитатели

III этап – заключительный

  • обобщение результатов работы по проекту;
  • анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;

Перспективы развития проекта

Проект «Это русская сторонка, это Родина моя» является результатом совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада.

Особенностью проекта является создание единого образовательного пространства по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, основанного на партнерских отношениях детского сада и родителей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воспитание детей на традициях русской культуры. Г.В. Лунина - М: «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  2. Воспитание ребенка в русских традициях. Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова –М: Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
  3. «Как жили люди на Руси». О.Л. Князева. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
  5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
  6. Народный костюм.  Н.М. Калашникова -  Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  7. Путешествие в историю русского быта. М.В. Короткова. -  М: «Дрофа», 2003 – 256 с.
  8. Русские народные праздники в детском саду. М.Ю. Картушина. –М: «Сфера», 2006 – 319 с.
  9. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова СПб.: «Паритет», 2003 – 236 с.
  10. О. А. Соломенникова. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории  и культуре своей страны.Задачи:•...

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русскую народную сказку»

Приобщение к национальной культуре через включение русской народной сказки в образовательный процесс....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...