Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
материал по конструированию, ручному труду

Гольченко Ирина Александровна

Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

1. Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме самообразования;

2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.                                                                                                               3. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.                                                      4. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.                                                                                                                                                                         5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)

Тема по самообразованию воспитателя

группы раннего возраста

Развитие творческих способностей детей

в изобразительной деятельности

с использованием нетрадиционных

 приёмов и материалов.

 Воспитатель: Гольченко

        Ирина Александровна

2019-2020г.г.

… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене                                                                                                                                                                     И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Актуальность

заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.  Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Изобразительная деятельность, значится одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, а иногда и отрицательное.  Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007, Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013, Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представления о цвете у дошкольников 3-4 лет / Ремезова, Л.А. - М.: Школьная пресса, 2004, А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Ярославль, издательство                             «Академия развития» - Академия Холдинг» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой

цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

задачи:

1. Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме самообразования;

2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.                                                                                                               3. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.                                                      4. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.                                                                                                                                                                         5. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Перспективный план  (группа раннего возраста)

Дата

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь- октябрь

Знакомить с методами и приёмами нетрадиционной техники  рисования                

Знакомство с техникой «принт». ООД на тему: «Красивые листочки». Подготовить работы на выставку рисунков для родителей.

Консультация на тему:                           «Как выучить цвета»

Консультация на собрании «Зачем детям нетрадиционные техники?»

Анкетирование родителей на тему  «Выявление интереса у детей к изобразительному искусству»

Ноябрь -декабрь

Обучение рисованию ладошками, пальчиками.

ООД «Осеннее дерево».

ООД «Как зайка спятался» (методом «тычка») Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошка», «Ёжик».

Самостоятельная деятельность детей в уголке изо-деятельности.

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению»

      Консультация «Рисование ладошками».                      

Индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение как можно сделать печатки из подручных средств.

Советы родителям: Зачем и почему дети рисуют?

Январь-февраль

Коллективная работа «Ёлочка  нарядная»                                     (рисование пальчиками, оттиск поролоном).  Коллективная работа ООД «Снежинки»   (печать по трафарету)                             ООД «Морозные узоры на окне»  (свеча+акварель) Самостоятельная деятельность детей в уголке изо-деятельности

Сборник                                                «Нетрадиционная техника рисования» (для воспитателей)https://solncesvet.ru/netradicionnaya-tehnika-risovaniya--sbor.219698/

Выставка детских работ             «Умелые ручки»

Консультация на тему                                    «Как организовать домашнее занятие по рисованию»

«Развитие творческих способностей детей» (памятки)

Март- апрель

Выставка рисунков к 8 марта  «Букет тюльпанов» (рисование ладошками). Дать детям самим экспериментировать с изобразительными средствами. Знакомство с новым видом: кляксография                              (трубочка) Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

ООД «Раз матрёшка, два матрёшка»

(нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками; смешивание красок)

Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

Индивидуальные консультации с педагогами.

«Рисование пластилином»

(консультация для воспитателей)

Выставка детских работ.

«Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве».

Май

Закрепление материала. Украшаем бабочку, рыбок и т.д. Самостоятельная деятельность детей в центре изо-деятельности.

ООД «Увлекательное путешествие» (различные нетрадиционные техники)

Самостоятельная деятельность детей в уголке изо-деятельности.

Заполнение диагностической карты по методике  Г.А. Урунтаевой.

Дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения для развития творчества и воображения детей.(сборник и презентация)

Консультация для молодых педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Анкетирование родителей.

«Увлекательное рисование» (папка-передвижка)

Работу над данной темой я начала с детьми группы раннего возраста. Первый этап заключался в выявлении уровня знаний, умений и навыков детей по данному вопросу. С этой целью мной была проведена диагностика разработанная автором Г.А.Урунтаевой. Знания, умения и навыки детей по изучаемой проблеме оцениваются по следующим уровням: Высокий уровень – ребенок имеет полное представление о нетрадиционных методах рисования, умеет самостоятельно использовать различные техники в своих работах, не испытывает затруднения при выполнении познавательной задачи, умеет формулировать вывод.

Средний уровень – ребенок имеет частичное представление о нетрадиционных методах рисования, но иногда использует помощь взрослого. При решении задач требуются наводящие вопросы.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности при решении познавательной задачи. Ребенок требует помощь на каждом этапе работы.  

Уровень показателей достижений в овладении нетрадиционными техниками рисования детей II младшей группы сентябрь 2016 год.                                                                                                                                                                          

У большинства детей наблюдаются хорошие результаты: низкий уровень составил 11,5 %, средний уровень - 57,5 %, высокий уровень - 31 %. Продолжая работать над техникой нетрадиционного рисования в течение всего учебного года с детьми, мы получили следующие результаты (май 2017 г.): низкий уровень 0%, средний уровень составил 60.3% ,высокий уровень увеличился на 39.7 %.  

 Рисование нетрадиционными техниками вызывает у детей особый интерес, поэтому я продолжила свою работу в этом направлении дальше с детьми средней группы в овладении навыками по нетрадиционному рисованию.

Диагностика детей средней группы на начало учебного года 2017-2018 года (сентябрь месяц) включило три задания. Первое задание представляет собой умение детей делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образца. Для выполнения задания дети зарисовывали свою ладонь желтой краской (гуашь). Далее делали отпечаток ладони на бумагу и дорисовывали полученному солнышку глаза и рот.

Второе задание представляет собой изучение владения приемом «тычка» - работа полусухой жесткой кистью. Для выполнения задания детям предлагалось набрать гуашь на сухую кисть и закрасить контур методом «тычка».                             Третье задание - умение детей печатать печатками из поролона, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.                                                                                                                                                                                                                                                                              Я получила следующие результаты диагностики - низкий уровень-3,3%,средний уровень - 48,4 %, высокий уровень - 48,3 %. Мной был разработан перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста и по работе с родителями, педагогами. Важным условием успеха этой работы явились систематические, целенаправленные, планомерные занятия на протяжении всего учебного года. Уровень показателей достижений в овладении нетрадиционными техниками рисования детей средней группы май 2014- учебный год. Я получила следующие результаты диагностики - низкий уровень-0%,средний уровень – 50% %, высокий уровень - 50%. Проанализировав результаты по всем трем заданиям, я пришла к выводу, что особое внимание нужно уделить развитию у детей средней группы знаний, навыков и умений в следующих техниках нетрадиционного рисования: знания о приемах печати печатками. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.      Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.    

 Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. Планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования и пополнить предметно-развивающую среду.

Список использованной литературы:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных

учреждений».Литература.

8.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

9.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

10.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

11.Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

12.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

13.ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

14.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

15.Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному

искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

16. https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/27/diagnostika_uruntaevoy.pdf

17. https://www.maam.ru/detskijsad/-kak-zaika-ot-lisy-sprjatalsja-neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-hudozhestvenoe-tvorchestvo-2-mladshaja-grupa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....

Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"

Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в  изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий", рассказывает о нетрадиционных технологий в развитии тво...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер-класс для родителей   на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....

Мастер- класс «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подго...