ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
статья

Серик Ирина Валерьевна

Статья для публикации в сборнике научных статей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-serik.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Серик И.В.

Основная задача коррекционной психолого-педагогической работы в ДОУ это создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. В основном у  детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально развивающимся детям. Вместе с тем имеют место специфические особенности формирования психических процессов. Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности. При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве ДОУ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (педагога), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Образовательная область «Физическое развитие» Правильная организация режима дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствует четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи. Это развитие речи посредством движения; развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, эстафет; формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников; развитие способности к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; формирование компенсаторных навыков, умения использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; развитие способности к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе; формирование адекватной потребности быть здоровым и вести здоровый образ жизни и  стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь, повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его эмоционального состояния. Задача педагога формирование знаний, умений и навыков у ребенка с ОВЗ, связанных с жизнью человека в обществе  на основе проигрывания моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную позицию, ориентирующих детей на самостоятельное принятие решений (формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях): пользование общественным транспортом;  правила безопасности дорожного движения; домашняя аптечка; пользование электроприборами; поведение в общественных местах и др.; сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека. Работа педагога-психолога осуществляется в трех направлениях: 1. В повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях. 2. В процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках. 3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений. В результате у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Образовательная область «Познавательное развитие» Здесь перед педагогом поставлен широкий  спектр задач. Это        развитие всех видов восприятия; формирование полноценного представления о внешних свойствах предметов; развитие мыслительных процессов; развитие всех сторон речи, способствование обогащению и расширению словаря; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. При планировании работы с детьми с ЗПР, интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Задача педагога  адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития воспитанника (для детей с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями). Основная цель - это приобщение ребенка с ОВЗ к искусству, музыке, изобразительной деятельности и конструированию.

Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития, педагог-психолог обеспечивает реализацию специальных (коррекционных) образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии.

Литература

1.        Дубровиной И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие для сузов – М.:Аcademia, 2001.

2.        Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.

3.        Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности  в сист...