«Музыкальные игры, как ресурс духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста»
консультация

Турдиева Ольга Николаевна

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx46.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА»

«Музыкальные игры, как ресурс духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов

Воспитатель: Дударева Зоя Петровна; музыкальные руководители: Турдиева Ольга Николаевна и Бусов Леонид Алексеевич

11.12.2019


        Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знания и отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под нашим чутким руководством. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

        Музыкальные народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое заинтересованное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

        Музыкальные народные игры вызывают эмоциональный, духовно-нравственный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

        В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

        Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию духовно - нравственных  чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

  1. Коррекционные:
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры; дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
  1. Оздоровительные:
  • укрепление сердечно-сосудистой и двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
  • развитие быстроты двигательной реакции.
  1. Образовательные:
  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.
  1. Воспитательные:
  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств, эмоций.
  1. Развивающие:
  • познавательную активность;
  • устойчивый интерес к действованию;
  • саморегуляцию и самоконтроль;
  • внимание, память, мышление;
  • ориентировку в пространстве.
  •  духовно-нравственное развитие.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Н. А. Метлов с воспитательной точки зрения выделил игры с пением. С помощью этих игр педагог развивает у детей музыкальный слух, голос, чувство ритма и умение правильно передавать мелодию. Для воспитания у детей художественного вкуса, радостных эмоций им было предложено проведение в детском саду игр-сказок.

Н. А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н. Г. Кононовой.

И. Л. Дзержинская рассматривала игру как средство педагогического воздействия в условиях приобщения малышей до трех лет к разным видам музыкальной деятельности.

Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, 3. Ушакова изменили представление об игре, предложив иное осмысление воспитательных задач. Методические разработки музыкально-ритмических игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Е. Д. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр — игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.

Л. Н. Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни детского сада.

Работая над чистотой  интонации у старших дошкольников А. Д. Воинова показала значение вокальных игр с элементами дидактичности.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние десятилетия чаще стали использоваться в работе массовых и коррекционно-образовательных дошкольных учреждений, что способствовало развитию у детей духовно нравственных качеств.

Мы предлагаем музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением. Можно выделить три группы музыкальных игр.

Первая группа — игры на развитие внимания.

Вторая группа — игры на развитие памяти.

Третья группа — игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:

  • статические (стоя или сидя);
  • игры с движением;
  • речедвигательные игры;
  • игры-шутки;
  • игры-песни;
  • артикуляционные игры;
  • игры-забавы;
  • игры-загадки;
  • ритмические игры.

Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем — осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений — подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, участвующие в возникновении движения.

Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.

Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица — доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, — вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

Дети, с которыми перед игрой проводились данные подготовительные упражнения, показывали положительные результаты через две-четыре недели. Динамика у проблемных детей проявлялась в возникновении быстроты реакции, длительности внимания, запоминания и сохранения информации с незначительной ее потерей, проявлении отдельных элементов выразительности в голосе и движениях.

Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.

Из всего выше сказанного  можно сделать вывод, что  музыкальные игры помогают устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками, принимать и воспринимать окружающий мир таким какой он есть, понимать культурное наследие своей страны, своего народа.  Создавать предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, как в духовном так и в нравственном развитии.  

Давайте проведём блиц-опрос по теме «  Народные музыкальные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе.

  • Какие атрибуты используются в народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
  • Главная роль в народной игре? (водящий)
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  • Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, тур.походов)
  • Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
  • Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).

Проводит игры Турдиева Ольга Николаевна:

Музыкальная игра «Здравствуйте»

Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход игры:

И.п. – дети стоят в кругу, либо свободно лицом к педагогу.

1. Ручки, ручки, просыпайтесь,     -развести руки в стороны

    Здравствуйте!                               - хлопнуть в ладоши

    Ласковые ручки наши,                - погладить ладошки

    Здравствуйте!                               - хлопнуть в ладоши

    Пальчики сердитые,                     - погрозить

   Здравствуйте!                                - хлопнуть в ладоши

   И ладошки, наши крошки,           - ритмично (на каждую долю)

     Здравствуйте!                                         хлопать в ладоши

2.  Разбудите ножки.                        - пошлепать по ногам,

     Ножки, здравствуйте!

    И притопы, и пружинки,             - притопнуть, слегка присесть

    Здравствуйте!                               - хлопнуть в ладоши

    И притопы, и притопы,                - ритмично(на каждую долю)

    Здравствуйте!                                 топать ногами

    И пружинки, и пружинки            -выполнять легкие

   Здравствуйте!                                  приседания

3. Глазки, ушки, носик, ротик,         - пальчиком коснуться

    Здравствуйте!                                  глаз, ушей, носа, рта

    И улыбки, и улыбки,                     -улыбнуться

    Здравствуйте!                                  окружающим

    Все друг другу улыбнитесь,         -улыбнуться

    Здравствуйте!                                  и кивнуть друг другу

     И лукаво подмигните,                   -подмигнуть

Музыкальная игра «Шапочка»

Цель игры: Способствовать коммуникации детей друг с другом, выявление положительных качеств у каждого ребёнка.

Ход игры:

Звучит песенка про шапочку, а дети по кругу передают эту шапочку по рукам. На каком ребёнке песенка останавливается, тот надевает эту шапочку и красиво ходит внутри круга. Далее дети называют какое-то положительное качество этого ребёнка. Игра продолжается и шапочка опять передаётся по кругу.

Проводит игры Бусов Леонид Алексеевич:

Музыкальная игра «Ладушки-ладошки»

Цель игры: Формировать у детей доброту, взаимопонимание.

Ход игры:

- Звонкие  хлопошки хлопают  в ладошки!

Ладушки, ладушки, ладушки - ладошки. (хлопают в ладошки)

Кашку наварили, помешали ложкой,

Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки. (водят пальчиком по ладошке)

Курочке - Пеструшке покрошили крошки.

Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки. («крошат» зернышки)

 Птичку пожалели,  погрозили кошке

Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки. (гладят ручкой другую ручку, а потом грозят пальчиком)

Поплясали сами, пригласили ножки.

Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки. («фонарики» ручками и притопы ножками)

Строили, строили домик для матрешки.

Ладушки, ладушки, ладушки - ладошки. ( стучат кулачком о кулачок)

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.

Баиньки, баиньки,  баиньки, ладошки. (сложили ладошки под щечкой, «спят»)

Музыкальная игра «В этом зале все друзья»

Цель игры: Формирование дружеских отношений.

Ход игры:

Дети выполняют движения по тексту песни.

В этом зале все друзья!

И раз, два, три.

Вы и мы, и ты и я.

Раз, два, три.

Повернись к тому кто справа,

Повернись к тому кто слева,

Мы теперь друзья!

В этом зале все друзья!

И раз, два, три.

Вы и мы, и ты и я.

Раз, два, три.

Улыбнись тому кто справа,

Улыбнись тому кто слева,

Мы теперь друзья!

В этом зале все друзья!

И раз, два, три.

Вы и мы, и ты и я.

Раз, два, три.

Подмигни тому кто справа.

Подмигни тому кто слева,

Мы теперь друзья!

Руку дай тому кто справа,

Руку дай тому кто слева,

Мы теперь друзья!

В этом зале все друзья!

И раз, два, три.

Вы и мы, и ты и я.

Раз, два, три.

Обними того  кто справа,

Обними того кто слева,

Мы теперь друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Укрась пасхальный кулич»

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Укрась пасхальный кулич»Цели: закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их события...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...