Ментальные карты. Новые формы планирования деятельности детей.
консультация

Утробина Ольга Валерьевна

Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления.

Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы сегодня узнаете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

ШКОЛА ДОШКОЛЬНЫХ НАУК

Тема:     « Новые формы планирования деятельности детей.

Ментальные карты.»

                                                                     Подготовила:  Утробина О.В.

                                                                                                 

г.Кодинск

апрель  2018 год

Порядок освобождает мысль. 
Р. Декарт

1 слайд

Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления.

Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы сегодня узнаете.

2 слайд

Ментальные карты – метод записи информации, основанный на визуальном мышлении и позволяющий человеку  справляться с информационным потоком.

3 слайд

Метод  ментальных  карт:

  • мощная графическая техника, которая предоставляет универсальный ключ для открытия потенциала  мозгаотражение мыслей, событий, явлений, закономерностей в форме визуальных образов
  • способ усвоения, хранения и обработки информации
  • способ структурирования информации и оптимизации мышления
  • особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей
  • создание живых и «говорящих» записей, способных донести информацию не только их непосредственному создателю, но и любому человеку даже через толщу веков

4 слайд

Создатель технологии

Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan, род. 2 июня 1943, Лондон) — британский психолог , автор методики запоминания, творчества и организации мышления — «карты ума (памяти)» (mind maps). Автор и соавтор более 100 книг.

Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

5 слайд

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

6 слайд

Варианты записи информации (фото)

7 слайд

Пример  «План на декабрь»

 8-9 слайд

Работа с текстом

10-11 слайд

Структурирование информации

12 слайд

Планирование  деятельности по теме недели

13 слайд

Разработка проекта

14 слайд

Рефлексия

15 слайд

Мнения педагогов:

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни?

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Основные принципы

 В основе создания ментальных карт лежат следующие принципы:

  1. Ментальная карта должна активизировать память и восприятие.
  2. Обеспечение максимальной удобочитаемости, что делает мышление более осознанным.
  3. Анализ составленной вами карты позволяет понять «устройство» вашего мышления.

Правила создания:

  1. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.
  2. При создании используйте более 3 разных цветов.
  3. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.
  4. Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

Статья " Применение ментальных карт при организации совместной деятельности с детьми в ДОУ"

Современный мир и новые стандарты для педагогов предусматривают поиск новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик. Использование таких методик должно спос...

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Ментальная карта по теме "Дождь" для детей средней группы

Дождь.Цель: Познакомить детей с природным явлением «дождь».Задачи:1. Сформировать у детей представление о дожде, как о погодном явлении;2. Научить детей формировать полученные знания.3. Во...