Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Щербак Наталья Ивановна

Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_eksperimentirovpniyu_shcherbak_n.i.docx212.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 85»

Тема: «Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Воспитатель:

Щербак Наталья Ивановна

Бийск, 2020 г.

Содержание:

  1. Наименование опыта…………………………………………………………… 1
  2. Условия формирования опыта…………………………………………………. 3
  3. Актуальность опыта………………………………………………………………4
  4. Теоретическое обоснование опыта………………………………………….....12
  5. Новизна опыта……………………………………………………………….... 12
  6. Цели задачи……………………………………………………………………  22
  7. Методическая основа работы………………………………………………….23
  8. Формы организации деятельности……………………………………......……23
  9. Этапы реализации работы……………………………………………..….…...30
  10. Необходимое оборудование…………………………………………..…….….44
  11. Результативность опыта…………………………………………..……….…..46
  12. Мониторинг…………………………………………………………………….52
  13. Заключение………………………………………………………………....…..54
  14. Адресная направленность……………………………………………..…..…..55
  15. Трудоёмкость…………………………………………………..……..…..……55
  16. Список литературы…………………………………………………..….….….56
  17. Приложение ………………………………………..…………..……..       …...57

   

Условия возникновения опыта

Свою педагогическую деятельность Щербак Наталья Ивановна осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №85 Улыбка» г. Бийска. Детский сад расположен в микрорайоне Зеленый клин, вблизи детских образовательных учреждений, что благоприятно сказывается на образовательном процессе. Педагог имеет высшее педагогическое образование,  высшую квалификационную категорию. Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 85» на базе общеобразовательной группы № 1 (вторая младшая группа – подготовительная).

Обращением к исследованию данной темы послужило многолетнее наблюдение за пением детей в процессе ООД и в повседневной жизни.      Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.  

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, т.к. некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить. Как сделать опытно экспериментальную деятельность доступной для всех? Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме развития познавательного интереса дошкольников  с помощью опытно – экспериментальной.

Актуальность

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Актуальность работы по использованию экспериментальной деятельности с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Применение экспериментальной деятельности способствует развитию наглядно-образного мышления и формированию у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира.

       Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

      Работа по развитию познавательного интереса дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность  строится с учетом интересов и потребностей детей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитие познавательной интереса детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта, заключается в развитии у дошкольников познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения цели определено решение следующих задач: 

. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ;

* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды);

* развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;

* развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счёте).

 развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментов (увеличительное стекло).

 развитие у детей умственных способностей:

* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение;

* формирование способов познания путём сенсорного анализа.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями: 

  • готовностью педагога к осуществлению опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками;
  • личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • построением развивающей среды в группе;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

А так же соблюдением принципов:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности         взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных        повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения:

  • ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
  • . В данной работе отводилась немалая роль взаимодействию с родителями дошкольников и собственному развитию и самообразованию.
  • Очень тесно велась работа по опытно-экспериментальной деятельности с семьёй. В работе с родителями по опытно-экспериментальной деятельности использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Таким образом, соблюдается принцип единства взаимосвязи родителей, детей и педагога.

Опытно-экспериментальная работа  с детьми осуществляется с применением следующих форм и методов:

  1. наблюдения;
  2. путешествия;
  3. опыты;
  4. эксперименты;
  5. трудовая деятельность в природе;
  6. экскурсии;
  7. экологические лаборатории;
  8. экологические сказки;
  9. экологические праздники, досуги, викторины;
  10. природоохранные акции;
  11. моделирование (создание моделей);
  12. дидактические игры.

        Наблюдение как метод экспериментально-исследовательской деятельности неразрывно связан  с проведением непосредственно эксперимента. В процессе проведения опыта дошкольники наблюдают за изменением состояния веществ,  их взаимодействием друг с другом.  В результате проведения серии наблюдений дети фиксируют результаты эксперимента и делают выводы о полученных результатах.

         В экспериментально - исследовательской деятельности путешествия эффективны при ознакомлении детей старшего возраста с физическими процессами в мире неживой природы, со свойствами веществ. Они позволяют детям «погрузиться» в интересный для них мир, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В форме путешествий дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «капельку воды», «огонёк», «песчинку» и т.д.

Организация и проведение путешествий напоминает подготовку театрального спектакля, но с существенным отличием: зрители отсутствуют, а число участников неограниченно.

       Основу исследовательской деятельности составляют опыты и эксперименты. В процессе экспериментирования дети познают окружающий мир, знакомятся с объектами неживой  природы, познают физические законы существования материи. Для выполнения этих целей воспитателем была разработана картотека опытов и экспериментов  и конспекты образовательной деятельности по экспериментированию детей дошкольного возраста.

        Трудовая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними.  Дети учатся осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

        Экскурсии  позволяют осуществить экспериментальную деятельность в естественных, природных условиях.  Так, например, изменение состояния песка при взаимодействии его с водой, мы можем проследить во время дождя на прогулке. Или осуществить сравнение свойств песка, глины и земли непосредственно на участке детского сада. Проведение экспериментов в ходе экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, формирует представления об объектах и явлениях неживой природы.  Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, сенсорных способностей,  возникновению интереса к природе.

        Экологические лаборатории. Лаборатория − новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и   способствует                                         формированию       основ      научного мировоззрения.   В то же время лаборатория − это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке. Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателем. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений.

        Моделирование в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников  обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.  

Учитывая  психофизиологические особенности старших дошкольников,  используем разные виды моделей:

1. Предметные модели,  воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

2.   Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов.

3.  Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях:  наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование.

         Метод проектов. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие  осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также  и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к  сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Дети активно соучаствуют  в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную,  игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общего продукта. Появление материального социально-значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми.

         Стихи о воде, воздухе, песке способствуют развитию эстетического вкуса у детей и воспитанию любви к природе.

         Экологические сказки. Это сказки о листовичках и о деревьях. Составляя такие сказки, соблюдали следующие принципы:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего  мира. У дошкольника после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе.

         Экологические праздники способствуют закреплению и систематизации полученных в ходе экспериментально-исследовательской деятельности знаний, создают у дошкольников положительный эмоциональный настрой. Это, например, такие праздники, как «Солнце. Воздух и вода – наши лучшие друзья».

         Природоохранные акции - это социально - значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Например, нами проводились следующие акции:

−        природоохранная акция «Берегите воду!»;

−        «Посади дерево»;

−        «Сделаем лес чистым».

В ходе проведения данных акций дети совместно с родителями участвовали в экспериментальной деятельности, связанной с тематикой акции, а именно: изучение свойств воды, фиксацией роста дерева. В результате  проведения этих  акций у детей формировалось созидательное, бережное  отношение к природе.

        Использование дидактических игр в экспериментально-исследовательской деятельности является важным фактором повышения познавательного интереса старших дошкольников. Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Дидактическая игра служит обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Игры с природным материалом всегда вызывают у детей  живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.   Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе и  бережное отношение к ней

Теоретическая база опыта

     В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от «греческого» языка и переводится как «проба, опыт».

«Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение:

Эксперимент – это:

1.        «научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»;

2.        «вообще опыт, попытка осуществить что-либо».

«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создаёт возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия» 1994).

«Эксперимент…чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». («Советский энциклопедический словарь», 1987).

Из приведённых выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения» (БСЭ, 1974).  

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет профессор, академик Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъяков. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Его многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2.    В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получении новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3.   Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4.  В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции  при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

        Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, о мире живой и неживой природы.

-  Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определённого результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

  Любовь детей к экспериментальной деятельности объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года  - практически единственным способом познания мира.

   Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственно доступная ребёнку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идёт и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два - три  года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребёнок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит  становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока ещё не связанных между собою в какую-то систему.  После трёх лет постепенно начинается их интегрирование.  Ребёнок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребёнка, переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребёнок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование.  Он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: умение видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты  графически.  

  Формирование и развитие данных навыков требует систематической и целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществлении ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его; изменять это явление в том или ином направлении. Экспериментирование – это особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко  обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).

При составлении плана реализации проекта, использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н.Н." Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению; Николаева С.Н. " Методика экологического воспитания дошкольников" и "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", таким образом определена новизна опыта.

Так же опиралась на литературу по проектной деятельности: Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»; Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду»; Рыжова Н. «Наш дом-природа. Программа экологического воспитания дошкольников»;  Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;  Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников; Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду; Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование; Костюченко М. П. «Исследовательская деятельность на прогулках»;  Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников; Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд; Соловьева Е.

        

        

                                                       Новизна опыта

      Работа по развитию познавательного интереса дошкольников, через опытно – экспериментальную деятельность строится с учетом интересов и потребностей детей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяющем решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах

Формы организации деятельности

Работа проводилась в течение четырех лет (2017 - 2020 г.), проходила в три этапа:

1 этап Аналитико-диагностический (сентябрь 2017г. - ноябрь 2017г.) Проводился  анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика детей на знание  основ экологической культуры,   расширение и уточнение, систематизирование представлений детей о живой и неживой природе.

Исследование состоит из нескольких этапов:

1  этап: Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;

2  этап: Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;

3 этап: Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

Для этого воспитательиспользовал методику Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.

Ребенку предлагалось выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.

Все выборы фиксировались в таблице:

Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка Экспериментирования:

 

Фамилия, имя ребенка

Оборудование из уголка экспериментирования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

      Затем проводились целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально - организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования. Наблюдения проводились в течение 2 недель и фиксировались в специальных протоколах. Оценка результатов осуществлялась по следующим критериям: целепологание; заданность содержания деятельности; мотивационные основы; социальная оценка деятельности; субъектность деятельности; общая характеристика деятельности; принадлежность исходной инициативы; характер волевой регуляции ребенка в деятельности; кому принадлежит контрольная, оценивающая, корректирующая функция в деятельности; эмоциональная доминантность; когнитивная доминантность; временная и пространственная форма организации; смысловые результаты деятельности. При этом использовались критерии, выделенные Т.И. Чирковой на основе изучения работ Н.Н. Поддьякова.

Оценка результатов проведения метода экспертных оценок

Структура деятельности экспериментирования

Экспериментирование

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Целеполагание

 

 

 

 

Мотивационные основы

 

 

 

Принадлежность исходной инициативы

 

 

 

Продолжительность занятием деятельностью

 

 

 

Участие в разнообразных формах организации деятельности

 

 

 

Эмоциональная доминантность

 

 

 

Когнитивная доминантность

 

 

 

Кому принадлежит контрольная, оценивающая,

корректирующая функция в деятельности

 

 

 

Смысловые результаты деятельности

 

 

 

Критерии, уровни усвоения программы

                 

Высокий уровень (2,45 – 3 балла)  познавательное отношение у ребенка устойчиво.   Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.  Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делает выводы.

       Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.  Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

      Низкий уровень (0 – 1,44 балла)   -  ребенок  включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность  и  инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично,  переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть  исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Результаты  мониторинга на начало учебного года  (сентябрь 2017 г.)

       

Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:

         С высоким уровнем развития – 19% (4) – познавательное отношение у ребенка устойчиво.   Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.  Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делает выводы.

        Со средним – 62% (13) -  в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.  Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

        С низким уровнем развития – 19% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

2 этап Практический (декабрь 2017г. – декабрь 2019 г.)

Посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по опытно - экспериментальной деятельности дошкольников, был отобран необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, в достижении

успешных результатов  по формированию познавательной активности детей. В рамках реализации проектной деятельности были использованы активные

методы и приёмы обучения для формирования у детей познавательной активности посредством опытно-экспериментальной  деятельности. Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1)        живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

2)        неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

3)        человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

  • с детьми II младшей группы – 1 раз в неделю по 10 – 15 минут;
  • с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;
  • с детьми старшей и подготовительной группы – 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Работа проводится с группой или с небольшими подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу:

  • работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …)

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов, вывод;
  5. фиксация результатов (если это необходимо);
  6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования
1.    Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2.    Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3.    Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4.    Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5.    Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.
6.    Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7.    Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.          

Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам  рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его  обследованию

(ощупывание, восприятие на вкус, запах  и  т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления  или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.  Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний  детей, становление опытно-экспериментальных действий  формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную  эффективность  интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность  к

обучению в школе.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

3 этап Аналитико-обобщающий (декабрь 2019. – февраль 2020 г.) Подводился итог работы с детьми по проблеме, итоговая диагностика, обобщение результатов.

Исследование охватывало две возрастные ступени развития ребенка - дошкольника: младший 3-4 года; старший дошкольный возраст от 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Диапазоном опыта является единая среда – организованная непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.

В начале работы по опытно-экспериментальной деятельности  дошкольников была поставлена цель: правильно организовать предметно – развивающую среду в группе и на улице. Поскольку без этого невозможно добиться положительных результатов.

В группе созданы мини-лаборатории «Юный эколог», «Юный химик», «Юный биолог», где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. Мини-лаборатории позволяют расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира, знакомят с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.), развивают представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость, расширяют представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей,  о значимости воды и воздуха в жизни человека, знакомитьят детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину, развиватьют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, интеллектуальные эмоции детей: создают условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию. Так же организована интерактивная лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии». Это модульная цифровая лаборатория для дошкольников. При проведении занятий с данными модулями, воспитатель имела возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести в простейшие понятия, описывающие эти явления. Главная задача научной лаборатории – дать понять маленьким испытателям, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор(в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим.

Занятия с дошкольниками в мини-лабораториях помогут решению задач, которые они ставят:

1.        Формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

2.        Развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

3.        Развитию восприятия, мышления, речи, внимания и памяти.

4.        Формирование первично-ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.

5.        Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Организация образовательного пространства с помощью всех моделей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку так же предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, что бы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель, достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Одной из образовательных областей является «Окружающий мир». По итогам изучения данной области, воспитанники должны, среди прочего, знать и понимать:

1.        Основные легкоопределяемые свойства воздуха и воды.

2.        Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

3.        Правила сохранения и укрепления здоровья.

Помимо этого он так же должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например:

1.        Определять температуру воды, воздуха, тела человека.

2.        Уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.

3.        Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

На усмотрение педагога, в зависимости от условий поведения и уровня подготовки детей, работа с данной лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Органы чувств, органы пищеварения», «Правильное питание», «Полезные и вредные продукты», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания», «Сердце-главный орган кровеносной системы», «Пульс», «Бытовые электроприборы, правила обращения с ними», «Развитие растений, условия необходимые им для роста и развития», «Свойства и состояния воды», «Изучения свойств снега и льда», «Земля – большой магнит», «Солнечный свет. Солнце источник тепла и света».

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 6-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность.

Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако более удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д.

В составе комплектов по всем темам имеются:

1.        Датчик божья коровка, измеряющий соответствующую теме физическую величину. У каждой лаборатории свой датчик.

2.        Набор вспомогательных предметов для измерений.

3.        Сопутствующая компьютерная программа.

4.        Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Главный герой мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме.  Путешествуя по лабораториям вместе с героем, они знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.

Например:

Постановка проблемы: ребенку с детских лет хорошо знакомы слова «Горячо и холодно», опираясь на уже имеющиеся у ребенка знания, педагог подводит детей к понятию «температура» и ставит перед ними проблему. Например, почему чай горячий, а лед холодный? Почему мороженое тает, откуда мама знает, что ты болен? У ребенка есть возможность на объектах индикаторах увидеть, как влияет температура на их жизнедеятельность, работая в лаборатории, дети должны прийти к выводу, что разные объекты имеют разную температуру, которая может измеряться в зависимости от разных условий.

Задача лаборатории:

1.        Познакомить детей с понятием температура, градус, 0 градусов, температура тела человека, комфортная температура, кипения и замерзания воды, обучать ребенка измерять температуру различных объектов.

2.        Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

В состав комплекта входят:

Датчик для измерения температуры (божья коровка), соединительный кабель, стаканы с наклейками разного цвета (4шт.), подставка для стаканов, формочки для льда, антисептический гель, пищевой краситель «кофе», демонстрационные карточки с изображением различных термометров.

Для занятия необходимо дополнительно приготовить следующие предметы:

Кубик льда, пластиковые одноразовые стаканы, емкости с горячей и холодной водой, мороженое, лист бумаги, ватные диски или салфетки для протирки датчиков.

Необходимо обратить внимание детей, что начинать измерения датчиком необходимо только после того, как Наураша закончит формулировать задание. Это необходимо для правильности работы датчиков.

Раздел занятия «Что такое температура».

Раздел занятия «Что такое градус».

Раздел занятия «Температура для человека»

Раздел занятия «Измерить температуру в комнате»

Раздел занятия «Измерить температуру своего тела»

Раздел занятия «Кипение воды»

Раздел занятия «Замерзание воды»

Раздел занятия «Что такое 0 градусов»

Раздел занятия «Измерить температуру холодной воды»

Раздел занятия «Измерить температуру горячей воды»

Раздел занятия «Измерить температуру льда»

Раздел занятия «Эксперимент со льдом»

Раздел занятия «Эксперимент с горячей водой»

Раздел занятия «Измерить температуру мороженого»

Раздел занятия «Нагреть с помощью трения»

Раздел занятия «Эксперимент с лампочкой»

Итоговое мероприятие:  

Раздел занятия «Сделать прохладней, жарко, создать комфортную температуру»

Можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная внеурочная деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач, раскрытия талантов и возможностей детей. «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметов в школе с большим интересом и желанием.

        Так же на территории ДОУ имеется экологическая тропа. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и исследовательской деятельности детей на свежем воздухе. На тропе мы проводили наблюдения, игры, эксперименты, экскурсии.

ООД по опытно-экспериментальной деятельности проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована.  Дети росли и объем знаний и умений, которыми должны овладеть дети возрастал. Поэтому начиная со средней группы начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В основе этого метода лежит поисковое поведение дошкольника. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали схемы, вносили данные в таблицы.

В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Огород на окошке» - где дети закрепили знания об овощах, наглядно посмотрели, как прорастает семя, внешнее строение ростка; «Маленькие огородники» - где дети смогли сами почувствовать себя в роли садоводов, посадить и ухаживать за своими культурами и собрать свой урожай;         

На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений.

Очень большое внимание уделялось прогулкам, знакомству детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организации игр с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудование: ящик с песком,  совочки, формочки, печатки.

      Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями проводились опыты. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Воспитателем была разработана картотека опытов и экспериментов для детей от 3 до 7 лет, а так же разработана рабочая программа по которой осуществлялась совместная деятельность с детьми «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» для детей от 3 до 7 лет.

        Работа по повышению познавательного интереса детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности строится в обязательном сотрудничестве с родителями воспитанников.  Работа с родителями ведётся  в следующих формах:

  1. индивидуальные рекомендации и консультации по проведению опытно-поисковой работы в домашних условиях;
  2. оформление стендов «Юный учёный»;
  3. семейный клуб «Мы - юные учёные» с ведением диспутов, семинаров, симпозиумов, дискуссий, круглых столов и т.п.;
  4. интерактивная игра в интерактивном кабинете;
  5. проведение родительских собраний;
  6. совместные экскурсии;
  7. совместные  собрания и конференции;
  8. совместные досуги,  КВН и экологические праздники;
  9. совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и на его участках;
  10. открытая непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию с привлечением родителей.

Например, при организации родительского собрания на тему "Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками", было проведено предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Давайте экспериментировать!".      Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме.

Через ширмы знакомим детей и родителей с взаимосвязями живой и неживой природы, но обязательно с заданием: «Почему так говорят? Почему так происходит? Когда это бывает?»

     Неоднократно проводились консультации, например «Экологическая

культура в семье», «О чем говорят растения?», «Как экспериментировать с детьми дома?», «Лаборатория чудес».

Организовывала мероприятие совместно с детьми и родителями: «Экспериментируем вместе». Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные результаты:

  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
  • природы, экологически - правильное мышление  дошкольников;
    развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике  О. Соломенниковой.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность,  перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Необходимое оборудование

  1. Оборудования уголка природы (наборы природного материала-гербарии листьев, шишки, желуди, горные породы, ракушки, песок, глина, уголь, галька, дробленые камни, мох, гнезда птиц, семена и косточки растений  для посадки);
  2. Наличие достаточного количества растений в группах;
  3. Наличие инструментов для ухода за растениями (для рыхления, мытья, полива, орошения), наличие спец.  одежды для работы в уголке природы (фартуки);
  4. Наличие календаря природы в соответствии возраста детей, ведение журналов наблюдений за природными явлениями, журналов фиксации проводимых опытов на группах.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования:
Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Результативность опыта

 Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною направление в работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность, перспективная, так как в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты.

В процессе работы  по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы, используя  в обучении опытно-экспериментальную деятельность, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились. По методике «маленький исследователь» (отношение детей к экспериментальной деятельности) мы получили следующие результаты:

1 место – уголок экспериментирования (39%);

2 место – чтение книг (23%);

3 место – изодеятельность (22%);

4 место – игровой уголок (16%).

Мы можем проследить следующую динамику в отношении детей к экспериментальной деятельности:

Отношение детей к экспериментальной деятельности.

На начало эксперимента:

Диаграмма 1

                                                                             

Диаграмма 2

После эксперимента:

Таким образом, наблюдается изменение предпочитаемого вида деятельности у дошкольников. В начале нашей работы экспериментирование в шкале предпочитаемого вида деятельности у детей занимало последнее место, то по окончании нашей работы экспериментирование стало занимать первое место.

Повысился и уровень познавательного интереса детей подготовительной к школе группы. Он составил: высокий уровень - 63%, средний уровень– 37%. В работе по формированию познавательного интереса мы можем увидеть следующую динамику:

Уровень познавательного интереса детей. На начало эксперимента:

 После эксперимента:

В результате проведённой нами работы, повысился общий уровень знаний детей о живой и неживой природе.

Высокий уровень – 55%;

Средний уровень – 45 %;

Низкий уровень -  0%.

Повысился и уровень овладения детьми познавательной деятельностью (по А.И. Ивановой).   Мы это можем увидеть в следующих диаграммах:

Уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.

На начало эксперимента:

Уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.

По окончании эксперимента:

Динамику общего уровня знаний детей о живой и неживой природе мы можем  увидеть по следующей диаграмме:

Уровень знаний детей об объектах живой и неживой природы.

На начало эксперимента:

Диаграмма 2

После эксперимента

Таким образом, в процессе опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы можем увидеть следующие изменения:

  • повысился  уровень познавательного интереса дошкольников. На начало проведения  работы: высокий – 13%, средний -53%, низкий – 34% . По окончании нашей работы уровень познавательного интереса составил: высокий – 63%, средний -37%.
  • возросли исследовательские умения и навыки детей (умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, причины и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • усовершенствовалось речевое развитие детей  (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, умение вести диалог);
  • повысились личностные характеристики дошкольников  (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
  • знания детей о неживой природе стали более полными, содержательными  и конкретными. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • дети стали бережно, гуманно  относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  • дети стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.
  • дети научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- все живые организмы имеют равное право на жизнь.

- в природе все взаимосвязано.

- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

  • многие дети научились проводить простые и усложнённые опыты, исследования объектов неживой природы, в дальнейшем они будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Мониторинг

Результаты мониторинга на конец учебного года (февраль 2020 г.)

           Таким образом, результаты мониторинга на конец учебного года показали следующее:

 С  высоким уровнем развития  - 36% (8) -  дети самостоятельно видят проблему.  Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делают выводы.

           Со средним уровнем – 60% (12) -  в большинстве случаев дети  проявляют активный познавательный интерес.  Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

            С низким уровнем развития – 4% (1) ребенок -   включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность  и  инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично,  переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть  исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Сравнительный анализ результатов мониторинга

   

В результате сравнительного анализа показателей усвоения знаний по опытно – экспериментальной деятельности на начало и конец учебного года выявлено следующее:  количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17 % (4), количество детей со средним уровнем уменьшилось на 2% (1) за счет увеличения  количества детей с высоким уровнем, количество детей с низким уровнем снизилось на 15%(3).   У одного ребенка – 4% низкий уровень развития (причины: двуязычие в семье, низкая речевая активность).

Заключение

Таким образом, в процессе опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы можем увидеть следующие изменения:

  • повысился  уровень познавательного интереса дошкольников. На начало проведения  работы: высокий – 13%, средний -53%, низкий – 34% . По окончании нашей работы уровень познавательного интереса составил: высокий – 63%, средний -37%.
  • возросли исследовательские умения и навыки детей (умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, причины и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • усовершенствовалось речевое развитие детей  (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, умение вести диалог);
  • повысились личностные характеристики дошкольников  (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
  • знания детей о неживой природе стали более полными, содержательными  и конкретными. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • дети стали бережно, гуманно  относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  • дети стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.
  • дети научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
  • все живые организмы имеют равное право на жизнь.
  • в природе все взаимосвязано.
  • в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
  • многие дети научились проводить простые и усложнённые опыты, исследования объектов неживой природы, в дальнейшем они будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

        

Адресная направленность

      Данная работа может быть использована в работе воспитателей детских садов, при выявлении формирования познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности, а так же экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам, при подготовке консультаций для родителей в области освещаемых вопросов по экологии.

        

Трудоемкость

       В силу проработанности программы автором не возникает трудоемкости в подборе методического материала, дидактических игр и поиске дополнительной литературы. Подбор демонстрационного материала доступен в сетевых ресурсах Интернет.

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005

2. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками.» М., 2002.

3. Дыбина О. В. «Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов.»М.1999.

4. Ковинько Л. М.  « Секреты природы – это так интересно!» – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой». Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.  – М.: АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /  О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. «Игры с водой и песком.» Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

У каждого человека, который приходит в этот мир, своё восприятие. Каким  видит мир ваш ребёнок?...

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный о...

Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...