Организация проектной деятельности старших дошкольников в ходе подготовки сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».
методическая разработка (старшая группа)

Николаева Любовь Николаевна

 Проект сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_igraem_v_teatr.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

     Организация проектной деятельности

                        старших дошкольников в ходе подготовки

                                                  сюжетных игр.

       Проект подготовки сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».

     Цель: Обобщать и закреплять знания детей о театре; театральных профессиях; познакомить детей с театральными понятиями и терминами.

    Задачи: Вызвать желание больше узнать о театре, театральных профессиях. Активировать речь и мышление в ходе решения игровых проблемных ситуаций.

          Развивать умение переводить полученные знания в условный план игры.

           Поддерживать фантазию детей, помочь им раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.

  1 этап. Постановка проблемы.

              - Ребята, вы уже знаете, что в этом году мы с вами, по объективным причинам, не сможем принять участие в конкурсе «Золотой ключик», но все-таки мы с вами в душе артисты и не можем жить без выступлений, поэтому я предлагаю устроить в нашем детском саду настоящий театр своими силами, а потом научим играть в театр детей других групп, и даже может быть научим играть в театр своих родителей. Мы с вами будем ставить спектакли, концерты, цирковые представления и будем приглашать на них всех желающих.

        2 этап. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

         На этом этапе проводится беседа с использованием элементов «мозгового штурма». «Мозговой штурм» или «банк идей» - метод обучения при котором создается поисковая проблемная ситуация.

         Детям задаётся серия вопросов:

     - Что нам необходимо, чтобы создать свой театр? (Необходимо знать из чего состоит театр, его составные части, театральные профессии; виды и жанры театров; театральные понятия и термины).

       - Кто из вас уже был в театре? Если знаете название, то в каком театре вы были? Какой спектакль или представление смотрели?

       - Кого ещё, кроме артистов, вы видели в театре? Кто ещё в нём работает? (Кассир-билетёр, контролёр, буфетчицы, осветители и др.).

        - А как вы думаете, кто-нибудь ещё работает в театре, кого мы не видим, когда приходим в театр? (Директор, режиссер…).

         - Откуда в театре берутся куклы, декорации, костюмы? Их артисты изготавливают самостоятельно? (Нет).

         - Все театры одинаковые? Чем отличаются?

          - Где можно найти информацию о театре, театральных профессиях, видах театров? (спросить у родителей, в книгах о театре, энциклопедиях, в интернете, в самих театрах).

         3 этап: Составление карты детских идей.

                   Дети сидят на полу вместе с воспитателем и проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы «Театр».

         Воспитатель или дети самостоятельно, на листе бумаги или на доске изображают «карту детских идей»: в центре записана тема, от неё исходят стрелки с записями ключевых слов, произнесённых детьми (так называемая «паукограмма» из-за сходства с паутиной). Нужно записывать ответы всех детей и рядом указывать имя ребёнка. По возможности обозначенные детские идеи иллюстрируются с помощью рисунков или картинок.

          4 этап. Расширение представлений и обогащение знаний.

      Дети вместе с родителями ищут интересующий их материал, приносят его в детский сад и делятся полученными знаниями со всеми детьми группы. А воспитатель в свою очередь разрабатывает интегрированный учебный план образовательной деятельности детей по теме «Театр».

     

Образовательная область

Образовательная деятельность воспитателя с детьми

Социально-коммуникативное развитие

1. Ознакомление с трудом взрослых (театральные профессии).

2. Дидактические игры:

        «Кем быть»

       «Кому что нужно для работы» (театральные профессии).

       «Из чего сделаны костюмы»

      «Как вести себя и чего не стоит делать в театре».

      «Определи настроение» (грусть, печаль, удивление, радость, злость…).

       «Покажи без слов» (мимика, жесты).

        «Хоровод сказочных героев»

3. Театрализованные игры.

Познавательное развитие

1. Экскурсия в музей театрального и музыкального искусства (пл. Островского д. 6) «Детские программы».

2. Прослушивание аудио-энциклопедии для детей «Знакомство с театром».

3. Энциклопедии и журналы о театре.

4. Образовательные путешествия:

        «Детский театр» «Д/в» № 4 – 2005 г. стр.38.

       «Кафе «Забава»» «Д/в» № 4 – 2005 г. Стр.38.

       Проект «Сказка наоборот» - «Игра и дети» № 2 – 2004 г. Стр. 14.

      «Знакомство с монетами и отсчёт сумм» - «Игра и дети» № 1 – 2004 г. Стр. 6.

5. Математические игры на состав числа.

6. Игры со светом и цветом.

7. Конструирование:

           «Кошелёк», «Сумочка» - оригами

8. Моделирование игрового пространства из мягких блоков и мебели:

           «Билетная касса»

            «Гардероб»

             «Кафе»

              «Сцена»

              «Зрительный зал» и т.д.

Речевое развитие

1. Чтение отрывков и рассматривание иллюстраций из книги артиста Игоря Горбачёва.

2. Чтение детям:

       А. Толстой «Что такое театр»; «Театр от А до Я» (детская энциклопедия).

      Ю. Алянский «Азбука театра».

     Е. Рагул, М. Козырева «Театр в чемодане».

     В. Драгунский «Денискины рассказы».

3. Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом на тему «Поход в театр».

4.  Составление рассказа из личного опыта «Поход в театр».

5. Игровые проблемные ситуации:

       «Если в театре выключили свет»

      «Если в театре начался пожар».

1. «В стране весёлых песен» (театрализованное представление) «Д/в» №12 – 1994 г. Стр. 95.

2. «Светофор» (театр на фланелеграфе).

3. «Любочка и её помощники» (показ малышам).

4. «Весёлый цирк».

5. Изобразительная деятельность:

    «Мы рисуем театр»

    «Мы увидели в театре»

    «Рисуем музыку»

6. Ручной труд: афиши, программки, билеты, деньги, пригласительные, билеты, изготовление костюмов масок, декораций для спектакля.    

Физическое развитие

1. Цирковые номера.

2. Акробатические номера.

 3.  Игры малой подвижности:

   «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

    «Море волнуется раз…».

      Итог этого этапа – обсуждение результатов проекта со всеми детьми группы. Попросить детей вспомнить все занятия в рамках проекта. Детям задаются вопросы:

        - Узнали вы что-нибудь новое, чего не знали раньше?

       - Узнали вы что-нибудь, что вас удивило?

       - Какое из занятий проекта вам понравилось больше всего?

   В ходе обсуждения пополняется «паукограмма» или составляется заново.

     5 этап. Обучение детей сговору на сюжетно-ролевую игру «Театр».

                    Педагог с детьми садятся в круг. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, помогающие общему представлению детей о теме игры и выявляющие их личный опыт,.

      - Какое представление мы с вами можем разыграть? (спектакль, Цирковое представление. Концерт и т. д.)

     - Что нам для этого необходимо? (составить сценарий)

     - Кем мы должны стать, чтобы написать сценарий? (сценаристами)

    - Кто нам поможет разыграть спектакль? Как называется человек, который руководит работой артистов? (режиссёр)

    - Какие ещё роли мы можем принять на себя в этой игре? (артисты, кассир-билетёр, контролёр, буфетчица, гардеробщик и т. д.)

        6 этап. Подбор и изготовление материала для игры.

            Материал для игры нужно подобрать как можно быстрее, пока интерес не угас. В него обязательно должны войти не только игрушки, но и настоящие предметы. (бинокли, сумочки и т. д.)

        Отдельные атрибуты изготавливаются совместно. (афиши, билеты, програмки, деньги, кошельки и т. д.)

       Итог – создание игровой зоны. Элементы игровой конструкции – подписаны, например: касса, контроль, музей, буфет и т. д. .

      7 этап. Основной. Выполнение проекта – разыгрывание.

         Дети разыгрывают сюжет по ролям, приглашая на свои представления детей из других групп, родителей. В дальнейшем игра проходит без присутствия посторонних люде, между детьми группы. Чрезмерного вмешательства взрослого в детскую игру быть не должно. Воспитатель может включиться в игру как партнёр в одной из ролей, но ему нельзя настаивать на своём и навязывать свои идеи. Дети пробуют себя в разных ролях, более разнообразными становятся их игровые действия, развивается сюжет игры, дополняются атрибуты.

       После того как игра налажена воспитатель берет на себя особую, постоянную для всех игр производственно-приключенческого жанра роль, которая, как правило никогда не присутствует в играх детей – это роль диспетчера или администратора. Эта роль помогает взрослому, не участвуя непосредственно в процессе игры в любой момент включиться в неё на некоторое время, оказав игре необходимую поддержку. Воспитатель может снова выйти из игры до того момента, когда детям вновь потребуется помощь педагога.

        Если игра плохо развивается, воспитатель может подключиться к игре в роли из новой линии как ролевая модель, образец ролевого поведения по новой роли.

        7 этап. Заключительный.

       Когда интерес детей к игре начинает ослабевать, перед входом в игровую зону вывешивается знак «закрыто».

        Дети с воспитателем обсуждают, как и во что они играли: с чего проект начался; как была организована игровая зона; что новое они узнали; кто кем был и что делал. Собирают все детские рисунки в альбом. Затем дети с воспитателем разбирают игровую зону и убирают атрибуты в специальные коробки для хранения. Коробки подписываются, можно вместе с детьми составить список сложенных в нее предметов – это развивает основы грамоты и воспитывает аккуратность, а так - же облегчает поиск нужной          вещи в дальнейшем.

      Общая продолжительность проекта примерно 3-4 недели.

                                          Список литературы.

   1.  О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» (Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста) Москва 2005 г.

   2. К.Ю. Белая, В.М. Сотникова «Разноцветные игры» Москва «Линка-Пресс» 2007 г.

  3. «Дошкольное воспитание» №1, 2008 г. Л. Баева «Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии».

  4. «Дошкольное воспитание» №1, 2007 г. Н. Комратова «Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников».

  5. «Дошкольное воспитание» №2, 2007 г. Н. Комратова «Проектная деятельность: культура и экология».

  6. «Дошкольное воспитание» №2, 2008 г. Е. Подольская «Сегодня мы отправимся в не обыкновенное путешествие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников.

Ильюша Ирина Васильевна"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников....

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Интерактивная игра с педагогами на тему «Организация проектной деятельности с дошкольниками»

Цель: систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду и повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса на ...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....

Презентация "Организация самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Цель: Создать условия для развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста  через сюжетно-ролевую игру...