Мастер – класс «Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Почему у жирафа шея длинная».
проект (подготовительная группа)

В  материале представлено теоретическое обоснование использование метода проектов с детьми старшего дошкольного возраста, указаны этапы реализации проекта по теме "Почему у жирафа шея длинная".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  по теме «Почему у жирафа шея длинная».

Автор -  Пешкова Татьяна Григорьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ № 62 «Родничок».

1 часть. Теоретическое обоснование использования метода проектов работе с детьми старшего дошкольного возраста.

На современном этапе развития дошкольного образования происходят значительные изменения в целях, содержании, основополагающих принципах образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Происходящие преобразования обусловлены принятием новых нормативно-правовых основ, определяющих деятельность дошкольных образовательных организаций.

Перед педагогами стоит задача уже в  дошкольном возрасте закладывать позиции  самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка. 

Особенностью  проектной деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). В образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой  использования метода проектов в  дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

 Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода.
     1.Исходным пунктом обучения служат  детские интересы сегодняшнего  дня. 
     2.Детские проекты как бы копируют  различные стороны бытия.    
     3.Дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют.
     4. Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение. 

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка. Но в зависимости от возраста детей, задачи решаемые педагогом, могут варьироваться. Если в младшем возрасте основными задачами проектной деятельности являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (с ведущей ролью педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) и формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). То задачами развития в старшем возрасте являются: формирование предпосылок поисковой деятельности; развитие умения определять возможные методы решения проблемы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; применять эти методы на практике; развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод  проекта актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Но очень часто педагог сталкивается с проблемой – как выбрать тему проекта. Ребенка интересует всё:  животные,  растения, космос, дельфины, динозавры….  В своей практике мы реализуем проекты, темы которых предлагаются как педагогами («Поделки из ниток»,  «Украсим группу своими руками к Новому году»), так и самими детьми («Почему у жирафа шея длинная», «Превращения снега в воду»). Но более эффективны проекты, которые реализуются по инициативе самих детей.

При выборе темы проекта необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, поэтому  необходимо продумать способы вовлечения родителей в реализацию проекта. Родители могут помочь с поиском информации по теме, созданию альбомов и презентаций по  теме проекта,  в организации и проведении совместных походов в библиотеку, в чтении детских познавательных и справочных изданий; наблюдений и экскурсий.

Реализация проекта осуществляется в несколько этапов:

1 этап. Выбор темы. (Что хотим узнать?)

2 этап. Планирование работы. (Что надо сделать?)

3. этап. Реализация проекта (Проведение мероприятий.)

4. этап. Презентация проекта

 На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисково-исследовательской деятельности. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

К оценке конечного продукта и к  рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует к осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.) Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

Список литературы.

  1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Мозаика – Синтез, 2012 г.
  2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера» Москва, 2011 г.
  3. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богославец. Проекты в работе с семьей. Издательство «Творческий центр Сфера» Москва, 2011г.  

2 часть. Презентация проекта с детьми старшего дошкольного возраста по теме  «Почему у жирафа шея длинная».

Вид проекта:  познавательно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет,  воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Проблема: 

Педагогическая

Детская

недостаточно развита поисковая деятельность у старших дошкольников

Узнать, почему у жирафа шея длинная.

Актуальность.

Метод проектов прочно вошел в педагогическую практику ДОО. Требования ФГОС ДО обуславливают необходимость развивать поисково- познавательную  активность дошкольников. В ходе реализации проекта дошкольники могут почувствовать  себя исследователями, но для этого необходимо, чтобы тема по-настоящему была интересна детям. Детский исследовательский проект не очень велик по объему и непродолжителен по времени, но зато он предоставляет возможность ребенку самостоятельно наметить пути решения проблемы и способ представления результатов своего проекта.  

На занятии по ознакомлению с животными жарких стран у детей возник вопрос «Почему у жирафа длинная шея». Было высказано множество предположений, но мы вместе с детьми решили найти достоверную информацию С детьми обсудили, где можно получить недостающую информацию: Интернет, чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, телеперадач, беседы с родителями и другими взрослыми.  

Мотивация: 

Для создания мотивации к поисковой деятельности  детям было предложено сочинить сказку «Почему  у жирафа шея длинная», оформить ее в специальный альбом вместе с детскими рисунками.  

Цель проекта: развивать поисково- познавательную активность дошкольников 5 – 6 лет.

Задачи:

  1. расширить   знания детей о жирафе;
  2. учить сравнивать и обобщать информацию, полученную  из разных источников;
  3. упражнять в рисовании цветными карандашами и акварелью;
  4. закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
  5. учить презентовать результаты своей  работы родителям и сверстникам.

Ожидаемые результаты проекта:

Педагогические

Детские

расширение знаний детей о жирафе;

развитие умения изображать жирафа цветными карандашами и красками;

развитие у детей умения  искать информацию из разных источников;

умение презентовать результаты своей  работы родителям и сверстникам.

Иллюстрированная сказка «Почему у жирафа шея длинная»

Этапы проекта:

1 этап. Постановка проблемы
2 этап. Реализация  проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
3 этап. Презентация результатов проекта родителям  и сверстникам.

План реализации  проекта:

Этап

Содержание деятельности

Ответственный, срок

1 этап. Постановка проблемы

- беседа с детьми «Животные жарких стран»; выдвижение гипотез (Приложение 1)

определение путей поиска информации;

определение продукта проекта.

Педагог.

Понедельник

2 этап. Реализация  проекта

- поиск информации;

- рисование «Саванна» (акварель)   (Приложение 2)

- составление сказки – загадки        (Приложение 3)

- рисование закладки «Жираф» (эволюция животного)  (Приложение 4)

- обсуждение полученной информации

понедельник – среда

среда

четверг

четверг

3 этап. Презентация результатов проекта родителям  и сверстникам.

Итоговое обсуждение полученной информации.

 Оформление сказки рисунками детей.

Оформление выставки для родителей.

Рассказ сказки с показом иллюстраций и закладок детям из параллельной  старшей группы

пятница

Ответственный - педагог

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Педагог: организация образовательных ситуаций, продуктивной деятельности детей, консультирование  родителей.

Дети: участие в познавательной и продуктивной деятельности.

Родители: совместное изучение проблемы с ребёнком, поиск информации.

Вывод:

Во время работы над проектом достигнуты следующие результаты:

- были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующие самопознанию, саморазвитию;

-повысился познавательный интерес , желание находить новую информацию и делиться  ею с друзьями;

-все поставленные цели и задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекте.

3 часть. Практическая. Задание для слушателей «Составляем книгу сказок про животных Африки».

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

Задание.

  1. Слушатели  делятся на три – четыре группы.
  2. Выбирают себе тему сказки: «Почему  у слона хобот», «Почему у льва только грива», «Почему крокодил живет в реке», «Про обезьянку, которая любила бананы».
  3. Придумывают и записывают сказку.

Приложение 1

Гипотезы детей «Для чего жирафу нужна длинная шея»:

- Чтобы увидеть,  как враг нападает, крадётся.

- Чтобы увидеть, куда спрятался детёныш.

- Чтобы есть с макушки дерева.

- Чтобы проглатывать еду.

- Чтобы прятаться в дерево, а голова над деревом и видеть врагов.

- Чтобы драться.

- Чтобы наклоняться и ставить предметы на место (как кран)

Приложение  2.

Образец детского рисунка по теме «Саванна»

Приложение 3

Сказка «Почему у жирафа длинная шея»

Давным - давно на Земле был ледниковый период. Затем наступило глобальное потепление. Стало много травы, она  росла и превращалась в деревья. В траве появилось много динозавров, и они поели всю траву. Сильные стали поедать слабых. Динозавры стали убегать друг от друга. Они стали превращаться в других животных. Один динозавр превратился в древнего оленя. У него была коричневая шкура.  Рожки были небольшие и смотрели назад. Он быстро бегал. На ногах были копыта, хвост был как верёвочка с треугольником. Когда животные съели всю траву, они стали есть листья с деревьев. Олень поднимал голову и вытягивал шею. И шея его вытянулась. Рожки выпрямились, чтобы не запутаться в  ветках. На коже появились пятнышки – это выгорела шкура на солнце, когда олень кушал листья. Так древний олень превратился в жирафа.

Приложение 4.

Образец детской закладки «Жираф».

Закладка складывается в несколько раз. При разворачивании закладки можно показать как, росла шея у жирафа.

Сначала у жирафа была короткая шея. Вот такая.

Потом подросла и стала вот такая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Почему воду нужно беречь?»

Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоемов. Рассказать об источниках питьевой воды. Объяснить детям, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процесс...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста тема: "Путешествие в страну Здоровье"

Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни; организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физической крепости личности; повысить эффективность здоровьеориентиро...

Презентация "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Одним из самых эффективных и перспективных   современных  методов  является метод проектов, который дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать  полученные...

Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Наша армия родная"

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детст...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Материал для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает понятие проектной деятельности, структуру проекта, типы проекта и этапы внедрения проекта....