СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОУ
статья

Гензе Гулия Гумаровна

Социально - коммуникативное развитие дошкольника в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Г.Г. Гензе*МБДОУ Детский сад No 54 «Золушка» г. Лесосибирск, Россия

В статье рассматривается социально-коммуникативное развитие дошкольника в условиях дошкольного образовательного учрежденияс использованием педагогических технологий.Ключевые слова: педагогические технологии, социально –коммуникативное развитие дошкольника, ФГОС ДО, социальный мир.

The article deals with the social and communicative development of the preschool child in theconditions of preschool educational institution with the use of educational technology.Keywords: educational technology, socio –communicative development of preschool children from the GEF TO the social world.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед практикой и теорией образования и воспитания, кроме традиционных вопросов –чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе развития.

И поэтому на сегодняшний день особое внимание уделяется к личности ребенка, анализирование процессов, влияющих на ее формирование.

В наши дни в обществе востребованы инициативные молодые люди, способные найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, социально адаптированных, нравственно стойких, способных к саморазвитию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.[1: 607 -611]

В настоящее время воспитатели детских садов интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача воспитателей –выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, Закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка». Современные педагогические технологии в ДОУ направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования (2013 г).

В педагогической технологии важной составляющей является позиция ребенка в воспитательно –образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Цель воспитателя содействовать становлению ребенка как личности.

Технология –это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология –это совокупность психолого –педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [2: 14 -15].

Педагогической технологии должны отвечать определенным требованиям:

1.Концептуальность;

2.Системность;

3.Управляемость;

4.Эффективность;

5.Воспроизводимость. [2]

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• Здоровьесберегающие технологии;

• Технологии проектной деятельности;

• Технологии исследовательской деятельности;

• Информационно –коммуникационные технологии;

• Личностно –ориентированные технологии;

• Игровые технологии;

• Социально –коммуникативные технологии.

• Технологии «ТРИЗ».

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально –коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одной из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и сейчас остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Если заглянуть в прошлое, то исторический анализ показывает и убеждает в необходимости оказания ребенку помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.[3]

Задачами социально –коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО будут являться:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, готовность к совместной деятельности со сверстниками. [3]Формы деятельности по социально –коммуникативному развитию дошкольников групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Таблица 1

Формы образовательной деятельности по социально –коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

Групповые, подгрупповые

Индивидуальные, подгрупповые

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

-интегрированные занятия;-игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно -печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно –ролевые, театрализованные, конструктивные);

-беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, одгадывание загадок, ситуативные разговоры, совместные с родителями проекты и др.

-индивидуальные и совместные творческие (сюжетно –ролевые, тетрализованные, режиссерские) игры;

-все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;-выполнение самостоятельных трудовых поручений в природе, хозяйственно –бытовой труд;

-cамостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке;

-самостоятельное рассказывание детьми сказок и историй, рассмотривание книг и журналов;

-изготовление поделок, конструирование, расскашивание;

-развивающие настольно –печатные игры;

-простейшие опыты и эксперименты;-самостоятельная деятельностьв сенсорном уголке, литературном уголке, экологическом, в уголке песка и воды.

Воспитатель может продиагностировать ребенка по следующим параметрам легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми, имеются ли отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх. Также следует обратить внимание на речь ребенка, какие он использует речевые средства.

Таким образом, используя в воспитательном в процессе такую технологию как социально–коммуникативная, ребенок, как правило, должен научиться правильно, строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом. Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе.

Список литературы

1. Иванченко А.А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. –2015. -No6. –607 –611 с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. –14 –15 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 4. Федеральный закон Российской Федерации No273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Тема "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО".

Брянский институт повышения квалификацииработников образования МБДОУ Комаричский детский сад № 3 Областной семинар"Обновление дошкольного образования как условие эффективной реализации ФГОС ...

Презентация "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Презентация "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО" расчитана на педагогов ДОУ....

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

В презентации представлены условия, созданные в соответствии с ФГОС и опыт работы по социально-коммуникативному направлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский ...

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...

Мастер-класс «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ»

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у  дошкольников....

Дружим с библиотекой Социально – коммуникативное развитие дошкольников в условиях взаимодействия с социумом.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»...

Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"

   В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовит...