Эссе "Моя педагогическая философия"
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Анатольевна

Личные рассуждения о профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Существует такая легенда:                

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя.

По-разному  складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность педагогического труда в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития способностей.

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Педагог  вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных. Он  ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Педагог  формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера как никакая другая профессия,  педагог работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.

Труд педагога сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.

Кто из нас в детстве не  играл в «школу», представляя себя у доски с указкой, примеряя на себя  роль учителя. Играют все, но учителями становятся немногие. В моей жизни выбор профессии педагога был осознанным шагом.  Окончив школу,  поступила в педагогическое училище на музыкальное отделение. . А потом все завертелось, полетело: учеба, учеба, учеба… И вот уже мое первое 1 сентября, торжественная линейка и знакомство с малышами – с МОИМИ детьми. 11 пар пристальных глаз, очень внимательных и настороженных. Им не терпится узнать какая я, а я с волнением изучаю каждого из них. Теперь мы вместе пойдем по дороге знаний. Для них я - учитель, наставник и друг.

 Пять лет работала в сельской школе учителем начальных классов, и предположить не могла, что судьба сложится так, что моя работа будет связана с детьми  дошкольного возраста. А тем более с особенными детьми – с патологией зрения.  Для качественной работы,  с которыми мне необходимо постоянно пополнять, расширять и углублять свои знания. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения, я руководствуюсь двумя правилами:

- во- первых, «попробуй увидеть так, как видит твой ребёнок», т.е. изучи его диагноз; пойми что он способен видеть, а что нет; почувствуй, как он приспособился смотреть;

- во- вторых, «дай ребёнку всё в руки и помни о том, что его глаза – это руки, рот, уши, нос». Развивай исследовательскую деятельность,  процесс познания, сохранные анализаторы;

И вот уже на протяжении  8 лет я работаю музыкальным  руководителем  в детском саду.

 Как же мне стать настоящим музыкальным руководителем? Как сделать так, чтобы ребятам на моих занятиях было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний, отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить их в жизни. А еще, что немало важно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми. Как воспитать их настоящими людьми? Ведь обучение без воспитания немыслимо! «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - говорил Л. Н. Толстой.

Прочитав однажды эти слова, я поняла, что, обучая и воспитывая других, каждое мгновение жизни должна учиться сама, совершенствоваться, постоянно идти вперед. И, если «у познания нет вершин, как нет предела совершенству», значит, я учу и учусь сама постоянно.

 С первых же дней работы с малышами я полюбила их и, и каждый раз убеждаюсь, что не ошиблась в выборе профессии. Мне нравится моя работа, я люблю свой детский сад, в котором работаю, уважаю воспитателей. Какие интересные и увлекательные занятия и наблюдения они проводят! Каждый сотрудник детского сада -  это, прежде всего человек, преданный своему делу, вкладывающий частицу души в наше будущее, в наших детей.

За годы работы музыкальным руководителем  я поняла, что дать знания, развивать умения и навыки это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности. Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать музыкальную отзывчивость прививать интерес и любовь к музыке  доставлять радость. На музыкальном занятии ребенок должен испытывать ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, учиться мыслить творчески.

Меня очень радует, когда  я прихожу в группу, а дети обнимают меня и говорят: «А мы будем сегодня петь?», «У нас будет сегодня музыкальное занятие?». Хочется научить их слушать музыку, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Создавать атмосферу праздника на занятиях, чтобы от каждого из них они ожидали чуда.

«Голой» методикой на нашем занятии ничего не вытянешь. Нужна душа. А у нее своя методика. По -  настоящему музыкальный руководитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее любых авторитарных мнений. Недаром говорят, что педагог всецело отдает себя детям. Они сами дают нам в руки метод работы с ними – общение. В процессе живого творческого общения и сотрудничества с ребятами на занятии педагог разрешает как образовательные, развивающие, так и воспитательные задачи. Настоящий педагог  поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ребенку. Детское творчество в своих отдельных проявлениях похоже на гречишное зернышко: из одного каши не сваришь, но постепенно таких зернышек соберется много, и тогда – хоть суп, хоть кашу.

                 Успех всех складывается из успешного продвижения каждого. Но каждый продвигается индивидуально. Оптовой, но не оптимальной педагогикой создаются только тупики.

            При существующем объеме информации ребенок озабочен не тем, чтобы расти, а чтобы успеть, т.е. не отстать. Ценятся, как правило, успевающие, а не растущие. Растущие, но неуспевающие нередко становятся трудными. Поэтому надо работать так, чтобы растущие успевали, а успевающие росли.

            Я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми , чуткими, доброжелательными. Способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

Я вижу долг педагога в том, чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будут милосердие, мудрость и красота.

                   Девиз своей деятельности считаю высказывание Оскара Уайльда  «Лучший путь сделать детей хорошими - сделать их счастливыми».

                   На музыкальных занятиях решаю задачи развития музыкальных способностей детей не только традиционными способами, но, в большинстве своём, на фольклорном материале, что очень интересно и полезно, ведь фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведёт к самой сути фольклорной традиции - к импровизации. И само обучение носит характер неформальный, живой, идущий от сердца. Суть освоения народной культуры не сводится к накоплению обширного репертуара (хотя дети с лёгкостью запоминают гораздо больше певческого и другого материала), а к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают всё эмоционально и глубоко. И эти впечатления очень сильно отпечатываются в сознании ребёнка. Бездуховность  современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребёнка духовно- нравственных традиций нашего народа. По мудрому замечанию К.Д.Ушинского, « Природные русские педагоги – бабушка, мать, дед, не слезающий с печи,- понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребёнка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в душу».

               Мне думается, что и музыкальные занятия, может быть, даже более других занятий, воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать. Само начало всех наших занятий – это круг, где нет первого и последнего, где, глядя в глаза  стоящему рядом подаем  ему руку.  

Когда, по тёмным улицам  иду,

На окна садика любимого смотрю.

Как много в окнах этих света и тепла –

Ведь я свое призванье здесь нашла.

Мои любимые смешные малыши

На встречу с музыкой волшебною пришли.

А что спою вам, что сыграю в этот час

Пусть в жизни каждого останется из вас.

А годы быстрой каруселью пролетят

Уже других ребят встречает детский сад.

Так пусть не гаснет этот добрый ясный свет

Ведь для меня родней и ближе окон нет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Ласточка»

«Моя педагогическая философия»

эссе

г. Камень – на -  Оби

2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...