Активизация интонационно – речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку.
консультация по коррекционной педагогике

Кузнецова Елена Анатольевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активизация интонационно – речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку.


 

         Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано миру человеческих чувств. В избранных трудах Б. М. Теплова можно прочесть: «Музыкальное переживание по самому существу своему – эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». И еще «дифференцированное восприятие, слушание музыки» и способность эмоционально отзываться на нее составляют, по мнению автора, две необходимые стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную.

       Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку у ребенка развивалась достаточно успешно, нужно, во – первых, развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств; во – вторых, формировать умение подключать этот эмоциональный опыт к восприятию музыки, связывать его со звучаниями, т. е. чтобы ребенок эмоционально переживал выразительное значение музыкальных образов. Установлению тесной ассоциативной связи между звуковыми образами музыки и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно – речевой опыт.

       Активизация интонационно – речевого опыта дошкольника именно в связи с музыкой, с задачами музыкального воспитания, является необходимой, т. к. не только развивает его эмоции, но и формы выражения их голосом (т. е. готовит голос для основного вида детской музыкальной деятельности), а также обогащает и совершенствует интонационный слух – необходимое условие восприятия музыки.

       Интонационно – речевой опыт выполняет функцию «на стыке» музыки и звучащего слова, и его планомерное, целенаправленное развитие способно работать в двух направлениях: прививать навыки выразительного чтения и формировать предпосылки музыкального восприятия, эмоционального отклика на музыку.

       Созданию специальной методики активизации интонационно – речевого опыта дошкольников, для формирования у них эмоциональной отзывчивости на музыку, должна предшествовать выработка четких теоретических предпосылок: необходимо конкретизировать механизмы связей таких видов музыкально – звуковой деятельности, как речевое интонирование и пение, слушание музыки. Остановимся кратко лишь на  некоторых положениях, имеющих самое непосредственное отношение к поставленным вопросам, почерпнутых из литературы по физиологии, психологии речи, лингвистике, литературоведению, художественному чтению, музыкознанию.

       Пение – наиболее простой и доступный детям вид музыкального исполнительства. Чтобы понять закономерности отражения интонационных особенностей звучащей речи в музыке, необходимо разобраться в механизмах речевого и вокального интонирования. В «речевом режиме» высота тона – важнейшее свойство музыкального звука – как бы уходит в тень, уступая первенство тембровым, спектральным различиям. Работа всех механизмов звукообразования в речи настроена на регуляцию тембровых изменений «воспринимаемых нашим слухом как последовательность речевых звуков». В пении, напротив, голосовой аппарат настраивается иначе. Основным отличием является высота звука, темп (известно – пение медленнее речи), динамический профиль – речи свойственны постоянные акценты, перепады, в пении динамика более выровнена, звуковедение отличается плавностью. Существуют, однако,  и общие механизмы, действующие как в речи, так и в пении. Это относиться и к звуковому выражению эмоции. Наиболее полно акустическая сторона выражения эмоций голосом исследована Л. Цеплитисом.

       Автор характеризует, например, «интонему нежности», «интонему печали». Каждая эмоция, выраженная голосом, характеризуется целым рядом акустических признаков, не случайным, а комплексом.

       При выражении радости отмечается светлое, легкое звучание голоса, «интонему гнева» отличают «темный» тембр, прирост шумовых элементов. Отсюда практический вывод: работая над речевой интонацией, т. е. активизируя интонационно – речевой опыт дошкольников, мы можем воздействовать на их речевой опыт, эмоции, формировать физиологические механизмы интонационно – окрашенного голосообразования.

       Рассмотрим, какое значение имеет интонационно – речевой опыт для восприятия музыки в процессе слушания. Интонационный опыт и в этом виде деятельности участвует активно. Инструментальная музыка широко использует опыт и выразительные возможности вокальной музыки. Стремясь к выражению лирических чувств, инструментальная музыка ориентируется на звучание голоса, начинает «петь». Инструментальные «песни без слов», «романсы», «мелодии», воспроизводящие специфику пения: основное выразительное средство в них – пластичная, певучая мелодия, помещенная в том регистре, который совпадает с тесситурой голоса. Для слушателя же при этом встает вопрос доминирования интонационных красок. Поскольку часто инструмент не вполне подобен голосу, ближе всех по звучанию к человеческому голосу струнные музыкальные инструменты. От развития интонационно – речевого слуха во многом зависит успешность слушания, и прежде всего сопереживание музыке детьми, подключенности к восприятию их эмоционального опыта.

       Таким образом, активизация интонационно – речевого опыта дошкольников представляется важной частью работы по развитию музыкального  восприятия, формированию у них эмоциональной отзывчивости на музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

Формирование эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки Консультация для воспитателей

Данный материал - методические рекомендации для воспитателей о том, какую музыку слушать с детьми, как правильно слушать музыку, как правильно говорить о музыке....

Тема: «Зима в музыке» Совместная деятельность с детьми по формированию эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства (старшая, общеразвивающая группа)

Цель: развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на произведение музыкального искусства, формировать навык определять характер музыки. Интеграция образовательных област...

Консультация для воспитателей "Формирование эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки"

Использование педагогами разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения р...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»

Данная статья о том, как формировать эстетический вкус у детей и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учитывая, что период дошкольного детства протекает очень быстро. И поэтому важно, именн...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в домашних условиях

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в домашних условиях - консультация для родителей...