«Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС»
план-конспект занятия (старшая группа)

Галина Вячеславовна Солопова

 Сообщение для педагогов  «Создание благоприятной психологической  среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников  в соответствии ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

 «Создание благоприятной психологической  среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников  в соответствии ФГОС»

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 62»Энгельсского муниципального района Саратовской области

Г.В. Солопова

«Сегодняшний день ребенка не хуже, не менее ценен, чем его завтра и нельзя ради будущих задач пренебрегать тем, что радует, печалит и  занимает ребенка сегодня…»   Я. Корчак

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости) надо осознавать значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

      Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность.

Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям. 

     Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание спокойной, теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.                 Это внимательное отношение  к эмоциональным потребностям ребенка, когда взрослые беседуют и играют, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, предоставляют  ему больше самостоятельности и независимости.

                                                           «           Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,

                                           надо просто удовлетворять его потребности».

                                                                                                Л.С. Выготский

Пребывание ребенка в детском саду предполагает удовлетворение потребностей:

1. Физиологические потребности - первичные потребности человека, необходимые для жизни и существования. Включают: потребность в еде, убежище, отдыхе, движении. Для ребенка – дошкольника - это самые насущные и самые мощные потребности. Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции, состояние дискомфорта.

2. Потребность в безопасности и защите.  Для ребенка очень важным является ощущение того, что он находится под защитой взрослых, готовых в любой момент оградить его от неблагоприятных условий внешней среды. Гарантом удовлетворения потребности в безопасности является порядок, режим, комплекс здоровье сберегающих мероприятий (медицинское обслуживание, гигиена)

 3. Потребность в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение). Чем старше становится ребенок, тем ярче выражается потребность иметь друзей, семью, общение. Ему очень важно знать, что его окружают доброжелательные люди, которые его понимают и любят.

 4. Потребность в уважении и признании (самооценка, отношение окружающих): стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, к признанию его успехов и достижений. Очень значимым для состояния комфорта ребенка является потребность ощущать уважение и признание не только со стороны близких людей, но и со стороны сверстников и других взрослых. Удовлетворение этой потребности порождает у ребенка чувство уверенности, собственной значимости, повышает самооценку, формирует положительную Я - концепцию (Я нужен в этом мире). Очень важно понимать, что ребенку крайне необходима похвала, положительная оценка взрослого.

 5. Потребность в самоактуализации (самовыражении): потребность быть в мире с самим собой, быть тем, кем хочешь быть. Потребность выражается в стремлении ребенка реализовать свои познавательные интересы и потребности, потенциальные возможности, показать, что он может. Важным является создание условий для того, чтобы ребенок мог осуществлять свои первые «пробы» в различных видах деятельности.

 Показатели психологического комфорта детей:

 - устойчивое бодрое состояние;

- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;

- высокий физический тонус;

- отсутствие тревожности;

 -высокие показатели адаптивности;

- хороший сон, аппетит;

- высокая познавательная и творческая активность;

- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;

- отсутствие агрессии;

 - низкая заболеваемость.

      Психическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов .

          К внешним  факторам  ( среда) можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.  В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем,   отвержение  ( непринятие) воспитателем личности ребенка, игнорирование обращений ребенка,

появления конфликтных отношений со сверстниками  и т. д.  Это нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование  личности ребенка.

К внутренним (личностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

       

      Проблема создания благоприятной психологической образовательной среды в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.

     Стандарт  предъявляет требования  не только к психолого-педагогическим условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции.  

                Перед вами условия, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте. Давайте вместе проговорим  2-3 фразы (вопроса), адресованные ребенку,  в которых отражается готовность воспитателя формировать благоприятные психолого-педагогические  условия  взаимодействия.

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; (Молодец! Ты справился!, У тебя получилось!)

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); (У тебя есть время доделать работу)

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ( Петя, в какую игру ты бы хотел сейчас поиграть! Катя, чем бы хотела заняться!)

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; ( Молодцы, вы сегодня не ссорились! Спасибо, вы сегодня играли дружно! Здорово, Саша, ты помог Кате _ фиксировать внимание на хороших поступках)

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ( Спасибо, что ты помог, убрал, оделся сам)

● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ( С кем ты хотел бы встать в пару?  С кем хотел бы играть?)

● защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9. ( Тебе не приятно, когда тебя бьют, тебе больно? Другим тоже больно)

● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. ( Спасибо, вы самая спортивная семья!  Спасибо, что поучаствовали)

 

                                                                                                     «Дети святы и чисты.

Нельзя делать их игрушкою своего настроения».

А.П.Чехов

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.

Вот некоторые приемы, которые  способствуют сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  • Для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня использование таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми.
  • Минутки задушевного общения, когда воспитатель,  расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
  •    Применение приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления).
  •  Использование игр направленных на сплочение детского коллектива, на профилактику детских конфликтов,  развитие  коммуникативности, навыков сотрудничества.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду достигается за счет проведения разнообразных, интересных развлечений, тематических досугов, праздников.
  • Уголки уединения, где ребенок может спокойно поиграть, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике
  • Применение сухого бассейна  способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения.  
  • Игры с песком и водой стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
  • Работа со сказками – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.  В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно!  И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы:

- Рассказывание сказки с позиции сказочного персонажа;

- Отгадывание сюжета или персонажей;

- Превращение в сказку любой жизненной истории;

- Сочинение сказки экспромтом.

  •  Развивающее и лечебное  воздействие оказывают рисование, лепка. Детям нравится все нетрадиционное. Они любят рисовать необычно, по-новому. Нетрадиционные методы ( использование разнообразных материалов, различных техник рисования)  снимают нервное напряжение, страх, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивают эмоционально-положительное состояние, вызывают радость. Так, при рисовании пальчиками или ладошкой дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения.

Таким образом, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника. Индивидуальный подход,  учет особенностей каждого ребенка, психологический комфорт, интересная  и содержательная жизнь в саду  становится одной из главных задач в деятельности ДОУ, воспитателей, помощников воспитателей, узких специалистов.

   

Список литературы:

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: Ассоциация советских книгоиздателей, 1990.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  3. Клаус  Фопель. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.
  4. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010

Рекомендации педагогам  для укрепления психического здоровья воспитанников.

  • Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывайте жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
  • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
  • Развивайте у детей  умение осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Развивайте у детей  умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
  • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.



Предварительный просмотр:

                                         

Конспект

                          непрерывной образовательной   деятельности

                                                   в старшей группе

                                                 «Два жадных медвежонка»

 (для детей 5-6 лет

с использованием мультфильма и развивающих игр В.В. Воскобовича

Тема НОД: «Два жадных медвежонка».  

Программа: конспект разработан дополнительно к программе «Умные игры в добрых сказках» С.В. Макушкиной.

Ведущая образовательная деятельность:  Социально-коммуникативное развитие.

Интеграция  ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».  

Цель: развитие социально-коммуникативных, нравственных  и   творческих  способностей детей 5-6 лет в совместной деятельности детей и педагога, поддержка одаренных детей.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать формировать у детей способность понимать содержание и идею сказки.

- Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям общества через знакомства со сказкой.

- Закреплять умения увидеть образ в чертеже и действовать,  опираясь на чертеж.

- Формировать способность самостоятельно создавать образы объектов.                           - Закреплять навыки самостоятельной работы с развивающими играми.

- Продолжать формировать умение оценивать свои  поступки и других людей.

- Расширять и активизировать словарь (понятие жадный –щедрый, описание героев сказки).                                                                                                

- Стимулировать к придумыванию новых деталей (изменять окончание сказки), используя выразительные средства.

Развивающие:

- Развивать умение отличать положительные и отрицательные качества героев сказки.

- Развивать конструкторские и креативные  способности.  

- Продолжать развивать чуткое, внимательное отношение  друг к другу.

- Развивать умение распределять и концентрировать внимание.

- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

- Развивать  речь, воображение, целостность восприятия.
- Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, терпение.

- Воспитывать интерес к сказкам,  к совместной деятельности.

- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.

- Воспитывать желание проявлять  самостоятельность.

- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать  

  помощь друг другу.

Оздоровительные:

- Создать благоприятный эмоциональный микроклимат в группе.  

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игровые упражнения, чтение загадки, вопросы,  просмотр мультфильма, беседа, конструирование, этюды, использование музыкального сопровождения.

Оборудование и материал: компьютер (ноутбук), проектор, экран, видеоматериал «Два жадных медвежонка»   (продолжительность м/ф 9.17 минут) https://mults.info/mults/?id=1405, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Детский альбом» - Старинная французская песенка) (Приложение), игры для каждого ребенка: «Чудо-соты», «Фонарики»,  слайд со схемой медвежонка  (Приложение 1),  раздаточные карточки с контурной  схемой с прорисованными деталями ( Приложение 2). 

  Данный конспект может быть использован  в групповой и подгрупповой  работе с детьми 5-6 лет.

Ход НОД

Деятельность педагога-психолога

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Приветствие. 

Упражнение «Имя соседа справа»

Педагог-психолог:

-Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу: «Катя я рада тебя видеть». Катя повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...

Чтение загадки:

 Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.

-Молодцы!

Педагог:

-Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Давайте вспомним их.

-Какие вы молодцы, сколько сказок вспомнили!

-Сегодня мы с вами познакомимся с еще  одной  сказкой,   в которой  не один, а два медведя.  Это венгерская народная сказка « Два жадных медвежонка».

Дети и педагог стоят  на ковре, образуя круг.

Дети приветствуют друг друга и педагога.

Дети: медведь

 

Дети: Три медведя, Маша и медведь, Мужик и медведь, Теремок.

Основная часть

 Педагог приглашает детей сесть  на стульчики на ковре (обращает внимание на осанку) и предлагает посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Два жадных медвежонка»

Беседа по содержанию сказки

- Что за семья жила в густом лесу?

- Какие медвежата? Давайте попробуем их описать?

Конструирование «Медвежата»  

( развивающие игры «Фонарики» , «Чудо-соты»).

   Педагог предлагает детям пройти за столы,  взять любые игры и сконструировать медвежонка.

Варианты:

  1. На экране появляется чертеж –схема медведя без прорисовывания деталей (для способных детей- игра «Чудо-соты»).

 2. Детям, которым сложно выполнить это задание, выдаются раздаточные карточки с прорисовыванием границ-игра «Чудо-соты».

 3. Можно самостоятельно придумать свой образ медведя- игра «Фонарики, игра «Чудо-соты».

Деятельность детей сопровождается под музыку П.И. Чайковского.

Можно попросить кого-то из  детей описать своего  медвежонка?

Далее педагог просит детей сложить детали в игровое поле и пройти на ковер (можно сесть на стульчики, можно на ковер).

Беседа по содержанию сказки

Педагог:

-Что велела медвежатам мама медведица, когда они отправились путешествовать?


- Что нашли медвежата в лесу?
- Они смогли поделить эту головку сыра? Почему?

Педагог:

- Каждый из медвежат боялся, что другой медвежонок  его обманет и возьмет себе больший кусочек сыра.


Сказкотерапевтический момент

- Кто помог им поделить сыр?
- Лиса честно поделила между медвежатами сыр?

- Ребята, что можно сказать о характере лисы?  Какая лиса?

- Почему вы решили, что лиса в сказке хитрая, обманщица?

- Правильно ребята, лиса хитрая, она не помогла медвежатам. Лиса обещала им, что все сделает честно, что кусочки сыра будут одинаковыми. Но в процессе дележки то один кусочек оказывался больше, то другой. А лиса все откусывала и откусывала лишнее до тех пор, пока кусочки не стали  совсем крохотными. Лиса перехитрила, обманула медвежат.

-Почему лиса сумела обмануть медвежат? Какими оказались медвежата по характеру?

 -Что же случилось с медвежатами из –за их жадности? Как они были наказаны?

 - Хорошо ли быть жадным?

Педагог:

- Правильно, жадный теряет намного больше, чем щедрый. Если бы медвежата поделили сыр сами, они оба наелись бы, даже  если бы один кусочек оказался чуть меньше другого. А так из-за взаимного недоверия  оба остались голодными.

Мини – этюд «Медвежата»
- Закройте глаза и представьте, что вы медвежата.

-Открывайте глаза и изобразите:    

      радость медвежат, когда они нашли сыр (покажите друг другу);

     беспокойство, тревогу братьев, когда лиса делила им сыр;

      грусть, разочарование медвежат, когда они увидели, сколько сыра оставила им плутовка (повернитесь к соседу, изобразите, как огорчились медвежата).

- Молодцы!

Творческое упражнение - инсценировка «Придумай и покажи другой конец сказки»

Педагог:
- Медвежата остались голодными. Вам их жалко?

- А давайте мы с вами придумаем и покажем другую концовку сказки, чтобы она закончилась хорошо, чтобы медвежата  остались сытыми,  довольными и дружными!


 

Педагог: 

- Ребята, а какой варианты концовки сказки вам понравился  больше? Концовка в венгерской народной сказке или которую придумали мы?

Дети садятся на стулья.

Дети смотрят мультфильм.

Примерные ответы детей: мама медведица и два брата медвежонка

Примерные ответы детей: маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые, забавные, добрые.

Дети выбирают игры и проходят за столы.

Дети конструируют. 

Дифференцированный подход к детям, с учетом индивидуально-личностных способностей детей.

 

Ребенок описывает своего медвежонка.

Дети проходят на ковер.

Примерные ответы детей: не ссориться, помогать друг другу

Дети: сыр

Дети: нет, медвежата поссорились. 

Дети: лиса

Дети: нет

Дети: хитрая, обманщица, плутовка, злая.
Примерные ответы: лиса не помогла медвежатам. Она не поровну разделила сыр. Лиса съела сыр. Лиса обманула медвежат.

Примерные ответы:

медвежата были жадными, глупыми, доверчивыми. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому брату достанется больше сыра.

Дети: медвежата

остались голодными

Примерные ответы детей: плохо, можно остаться голодным, навредить самому себе.

Дети свободно размещаются по комнате, показывают чувства и выполняют движения,  соответствующие заданию.

Примерные ответы детей: да

Дети предлагают варианты,

и   инсценируют каждый вариант ( или наиболее понравившийся).

Возможные варианты концовки сказки:

-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр, и она поделила сыр на всех поровну.

 -Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова и она поделила сыр поровну.

 -Медвежата разделили сыр, и по считалке одному  медвежонку достался кусочек, который оказался больше.

Дети называют.

        Заключительная часть (рефлексия)

Педагог:

- Чему нас научила сказка о двух жадных медвежатах?

-Верно ребята, эта сказка учит нас тому, что нужно больше доверять друг другу и не быть жадным.

Ритуал прощания «Я – молодец»

- Вот и сказочке конец, а слушал и делал – молодец!

В конце совместной деятельности педагог вместе с детьми  перечисляет игры и упражнения, которые помогли сегодня на занятии.

Примерные ответы детей: Сказка учит нас тому, что жадным быть плохо, а щедрым – хорошо и приятно. Надо уметь делиться, быть дружными, не ссориться. 

Дети по очереди в кругу показывают на себя и говорят «Петя-молодец!», «Катя-молодец!» и т.д.

Литература:

1. Макушкина С.В. «Умные игры в добрых сказках», Санкт –Петербург, ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017 г.

    2. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей: в 2-х ч.» М:,Гуманит.Центр ВЛАДОС, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательно...

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...

Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подростающего поколения....

Консультация для педагогов по созданию благоприятной атмосферы в дошкольном учреждении.

   Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитате...