Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»
консультация

Белова Мария Николаевна

Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra_priroda_kopirovanie_nxpowerlite.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Игра , как средство эколого-эстетического воспитания детей » Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории БЕЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА январь 2019г . МДОУ – ДС №9 « ТОПОЛЁК» , отделении №2, р.п . Решетниково, Клинский район , Московская область

Слайд 2

«Мир, окружающий ребёнка, – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский

Слайд 3

Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания де­тей важно по целому ряду причин : она дает возможность развивать по­знавательные способности и речь ре­бенка, способствует становлению лич­ности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, по­этому она должна быть так же широко использована в экологическом воспита­нии, как и в других его направлениях;

Слайд 4

игра доставляет радость ребенку, по­этому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оп­тимальные условия для воспитания и обучения; экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмо­циональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоя­тельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Слайд 5

все игровые действия предусматри­вают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт; в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анали­заторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.); Таким образом, обучающие экологические игры являются од­ним из средств формирования самостоятельной игровой деятель­ности .

Слайд 6

В работе по экологическому воспитанию детей важным яв­ляется использование разных видов игр, в которых присутст­вовала бы активная, экологически направленная или разви­вающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.

Слайд 7

На таких занятиях прежде всего необходимо уделять вни­мание следующим вопросам: формированию понимания самоценности природы; осознанию ребенком себя как части природы; воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпа­тий и антипатий; формированию эмоционально-положительного отношения к ок­ружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость; .

Слайд 8

пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды; усвоению основ экологической безопасности; усвоению первоначальных сведений о рациональном использо­вании воды, энергии в быту; формированию навыков экологически грамотного и безопасно­го поведения в повседневной жизни.

Слайд 9

При проведении занятий по экологическому воспитанию де­тей могут применяться игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов , изображающих различные объ­екты природы — растений и животных. Такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и не­живого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обу­чающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным кри­териям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним .

Слайд 10

На занятии, цель которого — закрепление представления детей о том, что лес — это сообщество разных растений и животных, о при­способленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой персонажи рассказывают про лес и условия жизни в нем. С целью расширить представления детей о лесе, о том, как ди­кие животные проводят зиму в лесу, используется игровая си­туация "Школа мудрой совы ".

Слайд 11

Интересны игро­вые обучающие ситуа­ции с использованием литературных персона­жей и вымышленных ге­роев. В данном случае используются персона­жи хорошо известных детям сказок и расска­зов (Буратино, Незнай­ка, Карлсон , Винни-Пух и др.). При создании иг­ровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных ус­ловиях: Красная Шапочка идет через лес к ба­бушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает ле­карственные расте­ния, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах ; Карлсон — шалун и любит поесть сладкое. Целью занятия, на ко­тором используется этот персонаж, является уточнение и расши­рение представления детей о луге как сообществе светолюбивых травянистых растений, цветки которых дают пищу для много­численных насекомых, в т. ч. пчел, собирающих нектар — цве­точный сок — и перерабатывающих его в мед. В данном случае используется игровая ситуация " Карлсон идет на луг за медом". При изучении комнатных растений, воспитания бе­режного отношения к ним используется игровая обучающая ситуа­ция " Карслон устраивает беспорядок среди комнатных растений», Айболит — доктор, который лечит зверей, но может лечить и рас­тения, проводит их профилактические осмотры.

Слайд 12

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происхо­дят встречи с Лесовичком , хорошо знаю­щим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых), взаи­мосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце), зависи­мости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии на­секомых, роли окраски в их жизни; фор­мированию эмоционально-положитель­ного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Слайд 13

Данные герои являются средством, обеспечивающим решение ди­дактических задач, способствуют активизации познавательной дея­тельности детей. Например, герои попадают в ходе занятий в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучае­мых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авто­ритет в своих собственных глазах.

Слайд 14

Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций пока­зывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать

Слайд 15

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким об­разом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явления­ми и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают поясне­ния, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний

Слайд 16

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу оби­тания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и береж­но относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогул­ка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цве­ты, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пе­ние птиц, жужжание пчелы).

Слайд 17

. Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешест­вия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в груп­пу игрушки, изображающие различных животных, построить из конст­рукторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подгото­вить небольшие рассказы — каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о живот­ных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др.; о том, где в при­роде живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют

Слайд 18

Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игро­выми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происхо­дит формирование осознанно-положительного отношения к ней .

Слайд 19

Спасибо за внимание! « Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А.Сухомлински й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»

В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля...

Консультация для педагогов: " Народные игры, как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...

Консультация для педагогов. «Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей на прогулке»

Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. Движение - фундамент настоящего и будуще...