Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Театр на тарелочках» для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)
методическая разработка

Юрк Людмила Владимировна

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия

«Театр на тарелочках»

для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.posobie_teatr_na_tarelochke_yurk_l.v.docx372.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинорованного вида

«Ручеёк»

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия

«Театр на тарелочках»

для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)

C:\Users\Пользователь\Pictures\2016-02-19 Фоточки\20190201_131131.jpg

                                                                                                             

Автор:

Юрк Л.В., воспитатель

город Бородино

2018 год

Аннотация.

Дидактическое пособие предназначено для использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста; как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной.

Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Работа с дидактическим пособием помогает формировать у детей связанную речь, эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, интерес к русским народным сказкам, эстетический вкус, коммуникативные качества, память, воображение, инициативность, фантазию.

Использование пособия в театрализованной деятельности дает возможность педагогу упражнять детей в постановке вопросов по произведению, сравнивании характеров героев, рассказывании и придумывании сюжетов, побудить к речевому общению в дидактической игре, составлению новой сказки, рассказа и др.

Дидактическое пособие применяется в разных видах деятельности: коммуникативной, двигательной, игровой, музыкально-художественной, познавательной.

Данное пособие можно использовать в совместной деятельности детей и взрослых в свободное время, в самостоятельной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности (так, например, персонажи «приходят» к детям «в гости» и дошколята активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые персонажами театра на тарелочках, охотно выполняют их поручения). Можно организовать как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Как демонстрационный материал.

Формы и приемы работы с пособием:  рассматривание героев, беседа, ответы на вопросы, создание игровых ситуаций, сюрпризные и провокационные моменты, творческая художественная деятельность (изготовление героев, декораций), составление предложений, составление рассказа, придумывание сказок.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу  создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Цель пособия:    создание благоприятных условий для развития творческой активности детей, связной речи, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.

Задачи:

1. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей.

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх.

3. Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, учить играть дружно, вместе, не ссориться.

В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи.  Тарелочки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами (можно не из сказок, а из замысла детей).

Основные характеристики.

Данное пособие представляет собой обычные круглые бумажные одноразовые тарелочки с накленными масками - картинками персонажей из сказок, закреплёнными на палочке.

Материалы: Ширма и подставка с прорезями.

Включает в себя упражнения и игры:

«Кто лишний?».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

На столе выставляются персонажи одной из сказок и один лишний герой. Дети называют из какой сказки герои, и кто заблудился.

«Кто за кем?».

Цель: Закрепление знания сказок и предлогов: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, грамматический строй речи, элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Ход игры:

1. Ведущий просит поместить персонажей знакомой сказки в определённой последовательности. После этого предлагает ребёнку объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

«Расскажи сказку «Теремок».

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Дети, рассказывают и показывают тарелочку с персонажем сказки, держа за палочку. Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок».

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик-попрыгайчик

Волк – зубами щелк

Лисичка-сестричка…

«Помоги показать сказку».

Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.

Задачи:

1. Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Ход игры.

Воспитатель выставляет детей на лесной полянке с тарелочкой персонажа, которую они держат за палочку  и предлагает детям показать  и рассказать о них  при помощи мимики и жестов или звукоподражания.

Например, Как ходит медведь? Как мышка пищит? Покажите, как прыгает зайчик?

«Что изменилось?».

Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Ход игры:

1. Ведущий с помощью детей, которые держут в руках персонажей на тарелочках воспроизводит сюжет какой–либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем, ребёнок отворачивается, и ведущий вместе с другими детьми меняет два – три персонажа местами. Как усложнение (количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих сделать сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

Ожидаемый результат.

В процессе деятельности у детей в игровой форме развивается речь, мелкая моторика рук, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, самостоятельность, инициативность, восприятие, мимика, жесты; расширяется кругозор.

Дети получают удовлетворение от совместной творческой деятельности; развивают способность к творческому самовыражению; происходит повышение самооценки и уверенности в себе; у детей появляется интерес к театральной деятельности; играя в театр, дети учатся творчеству, сами изготавливают недостающих персонажей.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. –М.: Сфера, 2009.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. - М.: Просвещение, 2005.

4. Карманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»

с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...

Методическая разработка «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Во избежание  повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, ...

презентация к докладу «Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»...

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

Использование дидактического пособия "Театр теней" для речевого развития детей дошкольного возраста

Материал оформлен в виде буклета и содержит практические игры и упражнения по использованию Театра теней для развития: речевого дыхания, артикуляции, фонематического восприятия, автоматизации и диффер...