"Художественная литература - средство нравственного и эстетического развития дошкольников»
материал

Чернова Анастасия Алексеевна

План работы

по самообразованию на 2018-2019 год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx19.2 КБ
Файл naskolko_vazhno_chitat_ryobenku.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 «Ромашка» города Новочебоксарск Чувашской Республики

План работы

по самообразованию на 2018-2019 год

Тема: «Художественная литература - средство

нравственного и эстетического развития дошкольников»

               Воспитателя

 Черновой Анастасии Алексеевны

Г. Новочебоксарск - 2018

План работы по самообразованию на 2018-2019 год

Воспитателя Черновой Анастасии Алексеевны

Тема: «Художественная литература - средство

нравственного и эстетического развития дошкольников»

Актуальность темы

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогами, встает проблема системы воспитания дошкольников. И здесь огромное значение приобретает владение народным наследием, приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Раздел

Сроки

Литература используемая

Практические мероприятия

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Амонашвили Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе.  – М.,2013

2.Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

3.Гербова В.В., Приобщение де

тей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

4.Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

5. Русский фольклор для детей дошкольного возраста.  

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Посвященный ко Дню Победы.

 

Работа с родителями.

Сентябрь

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Март

Изготовить книги, со стихотворениями.

Выставка книг  

Май

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Март

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература – средство нравственного и эстетического развития дошкольников».

Выступление

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Насколько важно читать ребёнку»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Ребёнок, которому с детства читают сказки, с большей вероятностью в будущем начнёт увлекаться чтением книг, ведь он с раннего детства будет погружен в мир воображения и слов, – в мир литературы.

Когда с помощью книги вы будете участвовать в формировании мировоззрения и характера своих детей. Тогда ваши дети раньше поймут самое важное:

- что доброта и честность — всегда хорошо;

- что неудача и проигрыш — это далеко не всегда плохо;

- что успех приходит к смелым, умным, умеющим думать, учиться и работать; -

что нет ничего невозможного, если есть желание и трудолюбие...

Они узнают про истинную крепкую и верную дружбу и предательство... и многое-многое другое из того, с чем придется однажды самим столкнуться, ведь через поступки героев и персонажей книг, ребенок осваивает мир взрослых, изучает человеческие отношения, законы взаимоотношений и общий порядок устройства взрослого мира, воображая себя героями этих историй, он анализирует и репетирует взрослую жизнь.

Тогда вы сможете быть уверенными и спокойными, что нравственность вашего ребёнка будет воспитываться с детства.

Заботливые родители не отказывают своим детям во времени и внимании.

Любящие родители понимают, что прививая ребенку любовь к книге, они избавляют его... от одиночества. Человеческое общение имеет бесценное значение, а «общение с книгой» может быть еще более качественным, а порой и более необходимым (ведь умение выбирать достойного собеседника всегда пригодится повзрослевшему ребенку — взрослому человеку).

Уважаемые родители знайте, что в достойной книге можно найти ответы на волнующие вопросы. Более того, нужная книга имеет способность сама появляться, когда возникают эти вопросы.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

На данный момент можно увидеть, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, более активны в образовательном процессе. Им хочется всё больше узнать об окружающих, за интересованы исамое главное они ставят цели перед собой. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Читаем сказку много раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу. С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено.

Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по тематическому контрою «Использование художественной литературы с целью всестороннего развития дошкольников»

Зачастую у старших воспитателей возникает  проблема с написанием справок по итгам контроля. Предлагаю свою поощь...

Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника

   B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот проце...

Мордовский фольклор и художественная литература в познавательно-речевом развитии дошкольника

   B настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начального эстетического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот проце...

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...