Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
учебно-методический материал

Ленинг Ольга Анатольевна

Мастер-класс для педагогов

«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»

Цельприобщение дошкольников  к культуре Алтайского края фольклорные  игры

Задачи:

1. Создание интереса к играм народов Алтайского края и внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками;

2. Знакомство с игровым репертуаром и методикой педагогического руководства;

3. Обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление здоровья детей через организацию народных игр.

Участники: педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса:

I этап - теоретический.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит наиболее оптимально через народное творчество. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, в салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают физическую культуру. Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки и упорства. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор. 

Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

С помощью русских народных игр решаются следующие задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста:

1. Знакомство с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения;

2. Развитие координации движений, мышечного тонуса, артистических умений;

3. Развитие инициативы, организаторских и творческих способностей у детей.

Постепенно игры стали забываться. Нынешние дети практически не играют в игры, предпочитают отдавать свое драгоценное время компьютерам и телевизорам, и, как следствие, растут физически слабыми, неуравновешанными, замкнутыми, не умеющими вживую общаться со сверстниками.

II этап - практический.

- Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы (по Г. И. Батуриной и Г. Ф. Кузиной):

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Инвентарь для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.

6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

- А сейчас, уважаемые коллеги,  я предлагаю Вам окунуться в мир фольклора Алтайского края, превратиться в детей и немного поиграть.

Игра 1 «Золотые ворота» (Чарышский р-н, с.Усть-Тулатинке)

В эту игру можно играть всей группой. Двое игающих стоят, держа руки поднятыми «Ворота». Остальные выстраиваются по цепочке, во главе Мать, проходят через ворота с припевкой.

Золотые ворота, пропустите-ка меня,

Я сама пройду и детей проведу!

После припевки ворота «закрываются». Кто не успел пройти , становятся по обе стороны от ворот.Играется до тех пор, пока мать не остается одна.

Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Игра 2 «Жук поехал, жук пошел» (Чарышский р-н, с.Красный Партизан)

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Играющие садятся кругом и передают незаметно за спиной палочку, а водящий должен найти у кого она. Во время игры все припевают:

Жук поехал, жук пошел,

Жук копеечку нашел.

Цель игры: развивать внимание, слух, чувство ритма, поднять эмоциональный тонус детей..

Материалы: палочка.

 Игра 3 «Журавли вы длинноноги» (Локтевский р-н, с.Гилёво)

Ведущих мальчика и девочку выбирают по считалке. Они стоят в середине круга спиной друг к другу. Хоровод движется по часовой стрелке, напивая припевные слова.

1.Журавли вы длинноноги, не нашли пути-дороги,

Они шли стороной, боронили бороной.

2. Они шли стороной, боронили бороной,

Борона железная, поцелуй, любезная.

3. Хоть и раз, хоть и два, хоть и десять-не беда,

Вышел маленький приказ, целоваться один раз.

На третий куплет хоровод останавливается, хлопая в ладоши произносит в тает слова . Если мальчик и девочка повернули головы в одном направлении, они обнимаются, если в разные-жмут руки.

Игра 4 «Как у дяди Трифона» (Усть-Коксинском р-н, с. Карагай)

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга всё глядели,

       Вместе делали вот так:

- Как?

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под припевные слова  все водят хоровод, а на словах” вместе делали вот так” показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Цель игры: Закреплять умение двигаться по кругу со словами,  развивать память, воображение.

Игра 5  «Растяпа» (Романовский р-н, с.Дубровино)

Играющие встают парами по кругу. В парах выстраиваются в затылок один за другим. В центре становится один игрок без пары, зовущийся Растяпой. Когда начинает играть музыка, передние игроки выходят из пар внутрь круга и двигаются по часовой стрелке, приплясывая под музыку, вместе с Растяпой. Остальные стоят и хлопают им в ладоши. Когда музыка останавливается, те, кто плясал, должны найти свободно стоящего без пары и встать за него. Кто пары не нашел, остается в кругу Растяпой, и ему хором кричат:                            

- Раз, два, три, растяпа - ты!

Когда он же остается Растяпой во второй раз:

- Раз, два, три, четыре, пять, растяпа - ты опять!

И третий:

- Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа - ты совсем!

Цель игры: Учить детей двигаться в заданном направлении, поднять эмоциональный тонус, развивать память, внимание, чувство ритма.

Заключение.

-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое – что  сохранилось лишь в детских играх.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции. Воспитателям раздаются картотеки русских народных игр, подобранных в соответствии с возрастом детей.  Практическая значимость данных картотек заключается в том, что они создают условия возрождения народных игровых традиций и помогают делать досуг детей содержательным и полезным.

            Уважаемые педагоги! Участвуя в мастер-классе, вы увидели, как дети испытывали неподдельную радость от народных игр.

Своё выступление я хочу закончить словами…

«В народных играх нет

педагогической навязчивости,

и вместе с тем, они вполне педагогичны».

А. П. Усова.

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 15» города Алейска

Мастер-класс для педагогов

«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»

Провела музыкальный руководитель

Ленинг О.А.

2019 год

Консультации

и

мастер-классы для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....

Презентация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

laquo;Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»...

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....