Методическая разработка "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"
методическая разработка

Методическая разработка для детей 5 - 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Чтобы помнили. Блокада Ленинграда».

Подготовила и провела: воспитатель ГБОУ школы №584 «Озерки» Дмитриева С.В.

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде.

Задачи:

- познакомить детей  с одной из самых тяжелых страниц истории  нашего города – блокадой  Ленинграда.
- формировать у детей нравственные понятия, историческую память и этику истинного петербуржца.
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за  его героических защитников.

- формировать навык коллективного  труда.


Предварительная работа:
- чтение художественных произведений по теме
- слушание песен и музыки военных лет,
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе.


Ход занятия:

I Вводная часть занятия (5мин)

Воспитатель

Здравствуйте ребята. В этом году 27января исполняется 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Эта памятная  дата  очень  важна для нашего города. 75 лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей. Много испытаний выпало на долю нашего прекрасного города: наводнения, революции, но  Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. была самым страшным испытанием.

Ребята, давайте с вами посмотрим, как выглядит наш город на карте. (ученики  рассматривают границы, город, Ладожское озеро/.

Мы с вами увидели на карте границы, а что ещё есть в нашем городе? / дома, дороги, машины/.
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и сады. Вечером и в выходные гуляли в парках, ходили в музеи, театры, кино.

22 июня 1941 года на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами.

В  первые  дни  войны  родилась  замечательная  песня, она звала на борьбу с захватчиками: «Вставай, страна огромная!», и  весь русский народ встал на защиту своей Родины! / Звучит песня   «Священная война»- ребята слушают.
19 июля передовые немецкие части подошли к Лужскому оборонительному рубежу, враги оказались рядом с нашим городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Но гитлеровские войска не сумели захватить город силой, тогда они решили задушить его блокадой  (спросить детей, как они  понимают, что  такое  блокада? Синонимы – окружение, ограждение, кольцо). Фашисты окружили город, перекрыли все входы и выходы.  Жители Ленинграда, ленинградцы – дети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту нашего любимого города.

II Работа с презентацией (10мин) 

Воспитатель

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Пришла зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 872…Это почти 2,5 года. ( На компьютере или интерактивной доске проводится презентация по блокадному Ленинграду. )(Слайды №1,2,3,4)

Ленинград оказался отрезанным от большой земли. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины рыли окопы,  это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы (Слайд №5).

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125 грамм (на весах взвесить кусочек хлеба в 125 грамм и показать ученикам). И всё, больше ничего - только вода. (Слайд №6)
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе, ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле  живые  люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.
(Слайд№7)
Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого-нибудь при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно - где же дома, город?
Город  регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. Поэтому звучала воздушная тревога.
(Запись воздушной тревоги. Почему  такой  сигнал  воздушной тревоги?)
Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается
.  (Запись метронома) (Слайд№8)
Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла  «Дорога жизни». По этой дороге под огнём противника перевозили  продукты  в  город, а обратно везли детей, стариков, раненых. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…(Слайд№9)
Воспитатель

Как  вы  думаете, ребята, а  что  в  это  время  происходило  в  городе?

В  городе  работали  заводы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины, и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Самые  маленькие  рабочие  были  младше  вас, им  было  всего  лишь  по  11-13 лет. (Слайд№10)
( Песня о ленинградских мальчишках.)

Дети  защищали  наш  город, дежурили  на  крышах, сбрасывали с крыш    и гасили  зажигательные  бомбы.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
Самой  страшной  бедой  для Ленинграда  оставался  голод, но  жизнь продолжалась, для поддержания духа ленинградцев ставились спектакли, концерты, композиторы писали музыку, поэты писали стихи
. (Слайд№11)
В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады.
(Слайд№12)

Сегодня, каждый день отделяет нас  все дальше от тех суровых военных лет. Но любой житель нашего города и страны должен знать и помнить подвиг защитников Ленинграда.  В память о павших в дни блокады, на  Мемориальном Пискарёвском кладбище, где в братских могилах лежат тысячи ленинградцев, погибших в блокаду, горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Слайд№13)

III Работа над стенгазетой. (15мин)

Как вы  думаете, ребята,  можем ли мы  с  вами    отдать свою  дань  уважения подвигу  ленинградцев? Как мы  можем  это  сделать?

Сегодня  мы  на  нашем занятии  постараемся  сделать стенгазету, посвященную  70 летию полного освобождения Ленинграда  от  блокады.

Но в  начале, давайте сделаем  небольшую  разминку.

3- минутная валеологическая  пауза (зарядка для глаз и рук).

(Материал: вырезанные стихи,  картинки, заметки приготовлены заранее)

Приступим, ребята, к  нашей  работе.  Что  нам  понадобится для этого?

Дети  определяют, что  нужно  для  создания  стенгазеты.

Подбор материала.

Распределение его  по  рубрикам.

Подбор  иллюстраций.

Составление  композиции.

Оформительская работа.

Оценка результата.

Как Вы думаете, понравится  наша  газета  другим  ребятам? Почему? Понравилось  ли  вам  самим  работать  над  газетой? Почему?

IV Заключительная часть ( 7мин)

Рефлексия по  занятию:

Ребята, о чём мы сегодня беседовали на занятии? (О блокаде Ленинграда, о героическом подвиге ленинградцев…)

В чём проявлялся героизм жителей Ленинграда? (в тяжёлое голодное время женщины и дети работали на заводах,  помогая фронту, тушили зажигательные бомбы на крышах домов под вражескими налётами…)

Какие чувства вы испытываете, когда слышите о подвиге ленинградцев? (гордость, что мы живем в этом городе, уважение к пожилым людям, которые пережили блокадное детство...)

Понравилось ли вам заниматься созданием стенгазеты? (Да, конечно!...)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Блокада Ленинграда" для детей старшего возраста.

В методической разработке представлен проект мероприятий по теме "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей с детьми логопедической группы «Я помню о Блокаде Ленинграда»

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целеноправленного воспитательного  воздействия на человека, начиная с самого детства. Данный конспект-это итоговая сов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей с детьми логопедической группы «Я помню о Блокаде Ленинграда»

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целеноправленного воспитательного  воздействия на человека, начиная с самого детства. Данный конспект-это итоговая сов...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Презентация к методической разработке "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"

Презентация к методической разработке "Чтобы помнили. Блокада Ленинграда"...