Методическая разработка
методическая разработка на тему
Волшебный ммир книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_volshebnyy_mir_knigi.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО
Методическая разработка
Образовательная область : Речевое развитие.
Тема недели : «Волшебный мир книги»
Выполнила :
слушатель курсов повышения квалификации
воспитатель
МКДОУ Богучарский д/с к/в «Солнышко»
Циркунова Вера Ивановна
первая квалификационная категория
г. Богучар 2014 г.
Пояснительная записка.
Настоящая образовательная программа разработанна на основе примерной общеобразовательной программы « От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой) и образовательной программы МКДОУ «Солнышко», а так же с учетом требований нормативных документов:
- ФГОС ДО от 01.01.2014г.
- ФЗ -№273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
- Конвенция о правах ребенка от 13.06.1990 № 1550-1.
- СанПиН от 15.05.2013 г.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в четвертом издании базовой программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Авторы-составители базовой программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
С учетом обозначенных подходов, а также того, что детский сад «Солнышко» – образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников, разработана образовательная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы , и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей (для детей старшего дошкольного возраств).
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие витие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству, к новой социальной позиции школьника; создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
Данная программа предусматривает также работу по парциальным программам:
Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009 – Речевое развитие
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Совершенство, 1998г.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999. – познавательное развитие
Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. ТЦ Сфера, 2007
Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997. - Социально-коммуникативное развитие
Образовательная область – Речевое развити
Содержание образовательной области «Речевое развитие » направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи. В содержание блока «Подготовка к обучению грамоте» входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова – на слоги и звуки, составление предложений из 2-3 слов и слов из 2-3 слогов.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет.
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Происходит активное развитие диалогической речи. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
День недели | Понедельник (физическое развитие) Цель: Формирование начальных представлений о хоккее на основании отрывка из произведения А. Тарасова «Детям о хоккее» Задачи: Закрепить знания детей о спортивной командной игре – хоккей. Показать фотографии знаменитых хоккеистов. Воспитывать интерес к данной игре. |
Приоритетные виды детской деятельности | Двигательная в интеграции с игровой деятельности. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Чтение произведения « Детям о хоккее» А. Тарасов. Беседа «Что мы знаем о спортивных играх?» Рисование «Мой любимый вид спорта» |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Утренняя гимнастика. Заучивание с детьми пословиц и поговорок о спорте. П/игра: «Футбол» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Рассматривание книг о спорте, об Олимпийских играх, с целью обогащения активного словаря. Знакомство с новыми словами: олимпийский, параолимпийский |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Организация выставки в книжном уголке « Книги о спорте» |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Папка-передвижка «Роль книги в воспитании ребенка» |
День недели | Вторник (социально-коммуникативное развитие) Цель: Овладеть социальным и эмоциональным интеллектом, эмоциональной отзывчивости, сопереживанием при чтении Русской народной сказки «Гуси – Лебеди». Задачи: Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки. |
Приоритетные виды детской деятельности | социально-коммуникативная деятельность в интеграции с игровой. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с профессией «Библиотекарь» |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Знакомство с русскими народными сказками. Чтение и пересказ сказки «Гуси – Лебеди». П/игра: «Гуси - Лебеди» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Работа с подгруппой детей по совершенствованию умений передавать в рисунках образы персонажей из сказок. |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Самостоятельная деятельность детей в «Уголке ряжения» (Костюмы для детей, атрибуты к сказкам и т.д) |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Предложить родителям посетить с детьми районную детскую библиотеку. |
День недели | Среда (Познавательное развитие) Цель: Формирование представлений о первых книгах, о происхождении бумаги Задачи: Дать представление о том, как появляется бумага. Развивать представление о разнообразии книг, рукописей. Воспитывать интерес к литературному чтению, бережное отношение к книгам. |
Приоритетные виды детской деятельности | познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с художественной. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Просмотр презентации «Откуда пришла бумага» Беседа: «Какими бывают книги?» Рисование на различных видах бумаги( Меллованная, гофрированная, бумага для акварели, салфетка) на свободную тему. |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Чтение книги Н.Носова «Огурцы». Обсуждение по прочитанному. Д/И «Четвертый лишний». П/И «Совушка» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Формирование у детей элементарное представление о аккуратности. Помощь детям при рисовании на бумаге. Труд: С подгруппой детей приводим книги в порядок (подклеиваем, складываем) |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Пополнение книжного уголка любимыми книгами детей, принесенными из домашней библиотеки |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Вместе с детьми и родителями оформить выставку работ: «Мои любимые герои книг» |
День недели | Четверг (Речевое развитие) Цель: Познакомить детей с книжной культурой, детской литературой, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, на основании чтения Русского фольклора. Задачи: Продолжать знакомить детей с фольклорным жанром. Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами Воспитывать интерес к Русскому фольклору. |
Приоритетные виды детской деятельности | Социально-коммуникативная в интеграции с художественно-эстетической деятельностью. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Ситуативный разговор «Если тебе подарят книгу….» «Знакомство с Русским фольклором» Лепка «Герои русского фольклора» |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Значение потешек, поговорок, небылиц. Д/ И «Закончи пословицу; Д/И «Скажи наоборот» П/И «Гори, гори ясно!» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Помощи детям при лепке героев фольклора. Продолжаем воспитывать опрятность, следим за эстетическим видом группы. |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Книжный уголок. В него входят сказки и рассказы российских и зарубежных писателей, сборники стихотворений, загадок. |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Предложить родителям организовать благотворительную акции для детей сирот «Подари книгу детям». |
День недели | Пятница (художественно-эстетическое развитие) Цель: Развить предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства на основании стихотворения Я. Акима «Апрель» Задачи: Заучить стихотворение Я. Акима «Апрель». Знакомство с произведениями живописи. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Воспитывать умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы. |
Приоритетные виды детской деятельности | художественно – эстетическое восприятие при интеграции с коммуникативной деятельностью. |
Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы | Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель»( знакомство с картинами художников И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели» Знакомство с известными иллюстраторами детских книг Ю. Васнецовым, И. Билибиным, В. Конашевичем, В. Лебедевым, Т. Мавриной, Е. Чарушиным. |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Ознакомление с авторскими сказками Братьев Гримм, Ш. Перро. Лепка из пластилина по сказке А.Александровой «Голубая птица» П/И «Гори, гори ясно!». «Лапта» Инсценировка сказки к.И Чуковского «Муха-Цокотуха» |
Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Беседа с детьми о любимых книгах русских и зарубежных писателей Труд: Изготовление «Книжек-малышек» с детьми, которые изъявили желание. |
Проектированиеп редметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Выставка иллюстраций « По мотивам Русских Народных сказок» |
Взаимод. с род. / социал. партнерами | Пригласить родителей на инсценировку сказки «Муха-Цокотуха» |
Итоговое мероприятие по сказке К.И Чуковского
«Муха-Цокотуха»
Поле: дерево, цветы.
Дом мухи: столики, самовар, диванчики, лавочки, чашки, блюдца.
Автор воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Мухо по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(Муха идет , находит денежку и покупает самовар, сервирует стол)
Муха: «Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы: Мы – тараканы-рыжие!
Слышали, что нас приглашали,
К тебе в гости поспешали.(Пьют чай)
Автор: Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Выходят букашки:
(Хором): Мы, букашки,
Пьём мы чая по три чашки,
С молоком и крендельком
Нынче Муха-Цокотуха именинница!(пьют чай)
Автор: Приходили к мухе блошки,
Блошки: Здравствуй муха,
Мы-блошки принесли тебе сапожки,
А сапожки не простые
В них застежки золотые!
Нынче Муха-Цокотуха именинница!(пью чай)
Автор: Прилетела к Мухе Бабушка – пчела:
Бабушка – Пчела: Тебе Муха-Цокотуха,
Я мёду принесла! (подает мёд, пьет чай)
Прилетает бабочка , скачет кузнечик, садятся за стол.
Бабочка: Я принесла тебе варенье,
Кушайте варенье,
Или вам не нравится мое угощенье? (пьют чай)
(Появляется паук с веревкой, крадется, берет муху за руку, и тащит, муха вырывается)
Автор: Вдруг какой-то старичок, паучок
Нашу муху в уголок поволок,
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Муха: Дорогие гости помогите!
Паука злодея - погубите.
И поила я вас, и кормила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Автор: Но жуки, червяки испугались,
По углам по щелям разбежались.
Тараканы: ползем под те диваны!
Бабочка: Спрячусь я под лавочку!
Блошки: Побежим под ту кровать,
Не желаем воевать!
Автор: И никто даже с места не двинется,
Пропадай, погибай именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек, скок, скок
По кусток, под мосток и молчок! (кузнечик прячется)
Автор: А паук то не шутит,
Руки, ноги он мухе веревками крутит
Муха криком кричит – надрывается,
А злодей мочит, ухмыляется
Автор: Вдруг откуда - то летит,
Маленький комарик,
И в руке его горит, маленький фонарик.
Комар: Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
(сражается с пауком , ранит паука, забирает веревку, распутывает муху, паук убегает раненый)
Комар: Я злодея погубил, я тебя освободил,
И теперь душа – девица на тебе хочу жениться!
(Все вылезают из под лавочек, диванчиков и тд.)
Букашки: Слава, слава комару! Победителю!
Кузнечик: Веселится народ, Муха замуж идет,
За лихого, удалого, молодого комара!
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха- Цокотуха
Именинница!
Все насекомые танцуют танец «Полька».
Библиография:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г, № 1155
2. От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», 2010
4 О.С.Ушакова,А.Г.Арушанова,А.И.Максаков,Е.М.Струнина,Т.М.Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду», 1998
5.Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г –
6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
7. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М,: АСТ: Астрель, 2007г – 58с.
8. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009. – 666с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...