Консультация «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей»
консультация на тему

Ананьева Марина Михайловна

дв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_na_oktyabr.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль игр и игрушек в формировании социально -

психологического климата в группе детей»

Главным условием полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.

Социально-психологический климат- это динамическое поле отношений в группе, влияющее на самочувствие и активность, комфортное пребывание каждого ребенка.  Огромная роль в развитии и воспитании ребенка, в формировании социально – психологического климата принадлежит игре. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире.

 Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Для формирования социально-психологического климата хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Народные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребенку защиту от негативного влияния. Эти игры помогают нам в проведении обрядовых праздников Колядки, масленица, Пасха, Рождество, день Ивана Купалы.

Хорошо применять игры:

«Повадырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношения. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

«Цветик - семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других (назови  ласковым именем соседа, поздоровайся и посмотри ласково).

Для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам используются различные игры, и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и  подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Заинька попляши».

Можно также организовать совместные сюжетно – ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку» и т.д. Предметная среда и общая обстановка в группе  должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, вызывающей у него положительные эмоции.  Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его

внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д.

Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной. Но, чтобы «заразить» ребёнка игрой, надо прежде «заболеть» самому, увлечься. Родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети подражают родителям, их поступкам, манере обращаться с окружающими. Манеру общения взрослых, дети переносят в свои игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

В игровом  хозяйстве  ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетнообразные

(изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.

Если мальчик  играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.

Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. И в заключении хочется сказать, что игрушки как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и проявителями детской индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».

Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....

Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...

Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и во...

«Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»

Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, а игрушки, которые дети используют в своих трах, становятся настоящими воротами во взрослый мир, позволяющими развить необходи...

Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»

Краткое описание игр и игрушек и их роль в формировании социально-психологического климатат в группе детей....

Консультации для воспитателей на тему: "Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"

Главным условием полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благопри...