Игры-тесты для выявления художественно-творческих способностей
тест на тему

Игры-тесты для выявления художественно-творческих способностей дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области

КАРТОТЕКА

игр-тестов для выявления

художественно-творческих способностей дошкольников

Составила:

Денисова Л. В.

«Дорисовывание фигур»

Тест для детей 3—4 лет

 Материал: лист белой бумаги (стандартный лист формата А4) и овал длиной 5—7 см, вырезанный из цветной бумаги,.

Инструкция: возьми овал и положи его в любое место на листе бумаги, где тебе больше понравится, а потом нарисуй картинку так, чтобы в центре ее был этот самый овал.

Проведение теста. Для того чтобы детям было удобнее рисовать,

 взрослому необходимо прикрепить цветной овал липкой лентой на место, выбранное ребенком. Перед началом рисования (цветными карандашами или фломастерами) детей спрашивают, что они будут рисовать. Если ребенок не может ответить заранее о том, что он нарисовал, его спрашивают еще раз после окончания работы. Если ребенок не может сам придумать название картинки, ему можно в этом помочь, однако ребенок должен хотя бы примерно самостоятельно рассказать о содержании нарисованного.

 При исследовании детей 3—4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформированной ориентировки и планирования – 3 балла, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы – 2 балла, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности – 1 балл, которое влияет и на общее познавательное развитие.

Тест для детей 4—6 лет

       Материал: листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

       Инструкция: посмотри на этот листок. Кто —то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

       Проведение теста: детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5—6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

        Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов.

       Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два —три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов — 3, минимальное — 0 (если ребенок отказывается рисовать).

       Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, н животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, максимальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких категорий).

       Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 — звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

       Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка — важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведенного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания — 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), — 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) — 3 балла.

          В норме дети должны набрать 5—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 2—4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

          Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

«Составление изображений объектов»

      Этот тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление.

      Проведение теста: попросите ребенка нарсовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

      Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, клоун, дождь, радость.

       Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

       Параметры для оценки результатов:

- изображены ли все заданные объекты

- реалистичность изображения

- уникальность изображения

- использование всех предложенных фигур

       Каждый пункт оценивается по пятибальной системе, подсчитывается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше представлены у ребенка функции воображения и мышления.

       Правила оценки: за изображение, обозначенное ребенком требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже, ставится 1 балл. За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», ставится 2 балла. За изображение, в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании, ставится 3 балла. За изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное - 4 балла. За изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации, ставится 5 баллов.

«Незаконченные рисунки»

    Данный тест направлен на выявление способности к воображению.

      1. Инструкция: ребенку предлагается блок последовательных рисунков, который подводит в конце к полному изображению собаки. Необходимо закрыть блок листом белой бумаги и, последовательно открывая изображение от. А до Г предложить ребенку, что же здесь нарисовано. Время выполнения 1 минута.

      Оценка: чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

    2.  Инструкция: ребенку предлагается последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из девяти квадратов. На всю работу дается 1 минута.

     Оценка: чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

«Вербальная (словесная) фантазия»

       Инструкция: придумай рассказ, сказку о каком – либо живом существе (человеке, животном) и потом расскажи его. Время проведения в течение пяти минут.

        Оценка:1) Быстрота воображения (оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно)

 2) Необычность, оригинальность образов воображения (необычность, оригинальность оценивается высоко, если ребенок придумал, что то такое, чего он не мог видеть и слышать раньше, или пересказал известное, но в нес в это новое)

 3) Богатство фантазии, эмоциональность образов (оценивается высоко в том случае, если в рассказ внесены большое количество живых существ, более семи образов, и все образы эмоционально окрашены)

 «Невербальная фантазия»

     Инструкция: Стандартный лист, бумага, цветные карандаши. Нарисовать сказочную картину. Время проведения в течение пяти минут.

     Оценка: Интерпретацию теста смотреть выше (тест1)

 « Что это?»

 Инструкция: Посмотри на рисунок. Что ты на нем видишь?

 Оценка: а) 3 варианта названий рисунка-низкий уровень развития воображения.

 б) 6 вариантов-средний уровень развития воображения.

 в) 8 вариантов - высокий уровень развития воображения.

« Определи выражение лица»

       Инструкция: Изобразить схему на лице, назвать соответствующее чувство. Допускается приближенная интерпретация чувств:

1) Радость. 2) Спокойствие. 3) Грусть. 4) Удовольствие. 5) Смущение.

 6) Насмешка. 7) Злость . 8) Недовольство. 9) Стресс (слезы)

        Оценка: 1-3 низкий уровень развития воображения.

 б) 1-4-средний уровень развития воображения.

в) 1,2,3,4,5- высокий уровень развития воображения.

г) 1-9- очень высокий уровень развития воображения

Упражнение  «Пантомима»

Изобрази жестами, мимикой, звуками каждый предмет (чайник, поезд, машину, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, рисование, расчесывание, плавание)

 Упражнение  «Изображение»

Ребенку предлагаются различные незаконченные изображения и просят его нарисовать, что нибудь интересное, используя эти изображения. В конце задания, просят ребенка рассказать, что он изобразил.

 Упражнение  «Точки»

Ребенку показывается, как можно соединить точки, сделав рисунок. А второй рисунок он рисует сам. Необязательно соединять все точки.

Упражнение «Комбинирование»

Нарисовать как можно больше предметов, используя предметные фигуры

Упражнение «Представь-ка»

 Попробуй представить, что будет если:

 А) Собаки научатся летать?

 Б) Твоя любимая игрушка научится разговаривать?

 В) Ты окажешься в стране Чудес?

 Упражнение  « Не может быть»

 Расскажи мне то, во что я не поверю. И я должна тебе сказать не может быть, тогда ты выиграл.

Тест « Где чье место»

       Инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка. На картинке около всех предметов расположены пустые кружочки, с нарисованными фигурками. Необходимо попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

       Оценка: Если ребенок испытывает затруднение, выполняя задание, ставит фигурки на законные места, то у ребенка низкий уровень развития воображения. Например: Собака в конуре потому-то она должна там быть.

       Если ребенок легко ставит кружочки с персонажами на «чужие» места, но объяснения вызывают трудности, то средний уровень развития воображения.

        Если ребенок легко расставляет кружочки с персонажами на «чужие» места, все объясняют легко, связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в целостный единый сюжет, высокий уровень развития воображения.

Список литературы методической литературы

1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

4. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004

8. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000

10. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

11. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961

12. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997

13. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994

14. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997

15. Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992

16. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004

17. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

18. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.

19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.

20. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.

21. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

22. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.

24. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

25. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342.

26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.

27. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66.

29. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.25.

30. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123.

31. Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13.

32. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.

33. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.

34. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]/Т.А.Репина. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.

35. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.

36. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение, 2003. - С.50.

38. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.

39. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

40.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97.

41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2007. - С.219.

42. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

43. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. - С.223.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад  № 14 «Де...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Рабочая программа по развитию у детей 5-6 лет художественно - творческих способностей в образовательной области "Художественное творчество"

Форма организации образовательного процесса по освоению образовательной области "Художественное творчество"...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

"Диагностика выявления уровня развития художественно - творческих способностей"

Выявление художественно - творческих способностей дошкольников....

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Реализуемая цель:1.Определение уровня интеллектуального развития ребенка.2.Оценка потенциальных возможностей  дошкольника  для  последующего развития его  творческих способностей.З...