памятка для воспитателей Мнемотехника
учебно-методический материал на тему

Карепанова Марина Алексеевна

памятка для воспитателей Мнемотехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitateley.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры с использованием мнемотехники»

Мнемотехника многофункциональна. На основе использования её приёмов можно создать разнообразные дидактические игры. Придумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: - модель должна отображать обобщённый образ предмета; - раскрывать существенное в объекте; - замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.

Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.

Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.

Игра «Какая сказка спряталась?» Задача: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу. Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её. Вариант№2. Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.

Игра «Угадай, кто я?»  задача: составить описательный рассказ о животном. Ход игры. Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ. Вариант №2 Детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ. Вариант №3 Ребёнок сам создаёт мемотаблицу о каком – либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.

 Игра «Фантазёры». Задачи: развивать умение составлять творческие рассказы; закрепить понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец), учить использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. Для игры необходимо изготовить общую карту – схему и две карты схемы – помощницы для составления рассказов. Можно использовать общую карту - схему для составления рассказов, можно привлекать карточки из других схем. У каждого рассказа, составленным ребёнком должно быть: название, интересное содержание и конец. Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет достаточно точно передать сюжет, не сбиваясь от начала до конца.

Игра «Чудесные слова» Цель: развитие памяти методом «крекирования». Ход игры: Воспитатель называет цепочку из 7 10 слов, дети схематично зарисовывают слова. Затем, глядя на свои рисунки, воспроизводят всю цепочку слов.

Игра «Веселые картинки» Цель: развитие зрительной памяти. Ход игры: Перед детьми выкладываются 8 – 10 открыток в ряд. Сочиняется история – «чепуха». Затем дети воспроизводят по памяти весь ряд открыток

Игра «Прятки» Цель: совершенствование тактильного восприятия. Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для "ощупывания", затем ее прячут в ряду других дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.

Методы и приемы мнемотехники:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации. (каждый охотник…..иван родил девчонку ….)
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.
  • Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  • Метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);
  • Метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
  • Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);  
  • Метод трансформации (превращения),
  • Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Памятка для воспитателей

Мнемоника –   с греческого  «искусство запоминания».

Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшение работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Мнемотехника – это   реализация мнемоники на практике;  Совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации    

Подготовил: Карепанова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

Памятка для родителейМНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ...

Памятка для родителей: " МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ"

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемоника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспро...

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

Использование мнемотехнике в работе с детьми дома не только развивает речь ребенка, но и сплачивает семью – появляется желание что-то создать вместе с ребенком, провести с ним время, поиграть и ...

Памятка для родителей "Мнемотехника в помощь мамам и папам"

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Преимуществ от данной техники множество, например:Улучшается память,...

Памятка для родителей "Мнемотехника в помощь мамам и папам"

Памятка для разъяснения приёмов мнемотехники....

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:...

Памятка для родителей. "Мнемотехника в помощь мамам и папам"

Памятка для родителей МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ МАМАМ И ПАПАМ Буклет подготовила воспитатель Метляева А.А. Что такое «МНЕМОТЕХНИКА»? Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческ...