Отчет по самообразованию " Формирование разговорной речи через дидактические игры ".
материал (старшая группа) на тему

Коробкова Наталья Вячеславовна

Отчет по самообразованию "Формирование разговорной речи через дидактические игры ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию «Формирование разговорной речи через дидактические игры».

                                       Игра- это огромное светлое окно ,  через которое в духовный мир ребенка вливается

 живительный поток представлений , понятий .

Игра –это искра , зажигающая огонек

 пытливости и любознательности .

В. А. Сухомлинский.

Актуальность: Тема моего самообразования – «Формирование разговорной речи  дошкольников через дидактическую игру», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной разговорной  речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие разговорной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать разговорную  речь детей.

 Дошкольное детство - короткий, но важный период становле          ния и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основная цель моей работы заключается в развитии речи дошкольников по средствам дидактических игр. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задачи: - повышение речевой активности;

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- совершенствование разговорной речи;

- обогащение словаря.

Для реализации задач использовала следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

- непосредственно образовательная деятельность;

- индивидуальная работа с ребёнком;

- развлечения, досуги.

В работе с детьми я использовала различные методы:

- наблюдение;

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- беседа;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- дидактические  упражнения;

- хороводные игры.

Изучив и проанализировав литературу : 1. « От рождения до школы»Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С.   Комаровой , М.А .Васильевой –М.:Мозаика –Синтез, 2012.

Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.

Дьяченко В.Ю. «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.

Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.

Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

, в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Первый - это настольно – печатные. Их очень много. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. С помощью их мы можем решать различные задачи по развитию речи.

Второй - словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Третий - игры с предметами – это игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками.

В своей работе я использовала все виды дидактических игр.

Одна из задач была - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинала с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я проводила такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использовала лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Олины помощники» (употребление глаголов), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагала детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что - либо, формируют быструю реакцию на слово.

Параллельно с работой с детьми я вела большую работу с родителями. Специально для родителей разработала и подобрала цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников: «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми»,  «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» , « Мнемотехника , как средство развития связной речи детей» , «Роль семьи в развитии речи ребенка»                                                            Провела с детьми открытое занятие  по развитию связной речи «Волшебная корзинка».

Провела с детьми НОД «Путешествие в страну Красивой речи».                 Конспекты занятий опубликованы на сайте

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/11/15/nod-v-starshey-gruppe-po-razvitiyu-svyaznoy-rechi-puteshestvie

Были изготовлены дидактические игры по региональному компоненту : «Городецкая деревянная игрушка », «Городецкая роспись (Пазлы )», « Найди полянку для лошадки», «Мнемотаблицы по  сказкам»,  Мнемотаблицы для составления рассказов « Расскажи о времени года»Когда это бывает» и другие. Составлена картотека игр « Выложи орнамент» , « Составь композицию натюрморта», « Азбука цвета» , « Что нарисовал художник».

Результат моей работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Закончить хочется словами Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   « Детский сад №22 »  .

Отчет- анализ по самообразованию «Формирование разговорной речи через дидактические игры».

                                                                                           

                                         Подготовила :Коробкова Н. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"

Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"...

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Вторая младшая группа

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, на...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

План по самообразованию "Формирование финансовой грамотности через дидактическую игру"

Актуальность темы Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необ-х...

Педагогическая мастерская «Формирование выразительности речи через дидактические игры и лексические упражнения»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»  Дошкольный возраст является периодом активного усвоения сре...