Публикация материала во Всероссийском заочном нсеминаре «Дошкольное образование на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся),
статья на тему

Алёхина Марина Васильевна

«НАУРАША-ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murashova_m.v._statya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

«НАУРАША-ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Мурашова М.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийск

 «Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать, и может быть, попробовать на вкус! О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!» - Анна Роговин.

Начиная с нового учебного года,  работать над темой по самообразованию «Развитие познавательной активности младших дошкольников  посредством  опытно-экспериментальной деятельности  с использованием ИКТ», меня не раз ставили в тупик непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живет электрический ток, почему тает мороженое? Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, познавательно и грамотно с научной точки зрения? Мы придумали, как это сделать легко, увлекательно, а самое главное очень доступно для детей. В нашей работе с детьми нам очень помогла детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Это модульная цифровая лаборатория для дошкольников. При проведении занятий с данными модулями, я имела возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести в простейшие понятия, описывающие эти явления. Главная задача нашей научной лаборатории – дать понять маленьким испытателям, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор(в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим. Занятия с дошкольниками в мини-лабораториях помогут решению задач, которые они ставят:

  1. Формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
  2. Развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  3. Развитию восприятия, мышления, речи, внимания и памяти.
  4. Формирование первично-ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
  5. Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Организация образовательного пространства с помощью всех моделей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку так же предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, что бы сделать его комфортнее. Он получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель, достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Одной из образовательных областей является «Окружающий мир». По итогам изучения данной области, воспитанники должны, среди прочего, знать и понимать:

  1. Основные легкоопределяемые свойства воздуха и воды.
  2. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
  3. Правила сохранения и укрепления здоровья.

Помимо этого он так же должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например:

  1. Определять температуру воды, воздуха, тела человека.
  2. Уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.
  3. Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

На усмотрение педагога, в зависимости от условий поведения и уровня подготовки детей, работа с данной лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Органы чувств, органы пищеварения», «Правильное питание», «Полезные и вредные продукты», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания», «Сердце-главный орган кровеносной системы», «Пульс», «Бытовые электроприборы, правила обращения с ними», «Развитие растений, условия необходимые им для роста и развития», «Свойства и состояния воды», «Изучения свойств снега и льда», «Земля – большой магнит», «Солнечный свет. Солнце источник тепла и света».

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 6-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность.

Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако более удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д. В составе комплектов по всем темам имеются: датчик божья коровка, измеряющий соответствующую теме физическую величину. У каждой лаборатории свой датчик, набор вспомогательных предметов для измерений, сопутствующая компьютерная программа, брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Главный герой мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме.  Путешествуя по лабораториям вместе с героем, они знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.

Пример нескольких занятий в лаборатории «Температура».

Постановка проблемы: ребенку с детских лет хорошо знакомы слова «Горячо и холодно», опираясь на уже имеющиеся у ребенка знания, педагог подводит детей к понятию «температура» и ставит перед ними проблему. Например, почему чай горячий, а лед холодный? Почему мороженое тает, откуда мама знает, что ты болен? У ребенка есть возможность на объектах индикаторах увидеть, как влияет температура на их жизнедеятельность, работая в лаборатории, дети должны прийти к выводу, что разные объекты имеют разную температуру, которая может измеряться в зависимости от разных условий.

Задача лаборатории: Познакомить детей с понятием температура, градус, 0 градусов, температура тела человека, комфортная температура, кипения и замерзания воды, обучать ребенка измерять температуру различных объектов, способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

В состав комплекта входят:

Датчик для измерения температуры (божья коровка), соединительный кабель, стаканы с наклейками разного цвета (4шт.), подставка для стаканов, формочки для льда, антисептический гель, пищевой краситель «кофе», демонстрационные карточки с изображением различных термометров.

Для занятия необходимо дополнительно приготовить следующие предметы:

Кубик льда, пластиковые одноразовые стаканы, емкости с горячей и холодной водой, мороженое, лист бумаги, ватные диски или салфетки для протирки датчиков.

Необходимо обратить внимание детей, что начинать измерения датчиком необходимо только после того, как Наураша закончит формулировать задание. Это необходимо для правильности работы датчиков. В раздел «Температура» входят занятия на тему: «Что такое температура», «Что такое градус», «Температура для человека», «Измерить температуру в комнате», «Измерить температуру своего тела», «Кипение воды», «Замерзание воды», «Что такое 0 градусов», «Измерить температуру холодной воды», «Измерить температуру горячей воды», «Измерить температуру льда», «Эксперимент со льдом», «Эксперимент с горячей водой», «Измерить температуру мороженого», «Нагреть с помощью трения», «Эксперимент с лампочкой».

Итоговое мероприятие: занятие  «Сделать прохладней, жарко, создать комфортную температуру»

Можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная внеурочная деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач, раскрытия талантов и возможностей детей. «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметов в школе с большим интересом и желанием.

Литература

  1. Зубкова Н.М. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». - Санкт-Петербург 2007 г.- 89-97с.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».– Санкт-Петербург 2008 г.-135 с.
  3. Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/. – М.: издательство «Ювента», 2015 г. - 76 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую о...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекц...

Система дошкольного образования на современном этапе

Дошкольное образование в рамках современного развития общества...

Семинар – практикум тема: « Здоровьесберегающая педагогика как обязательный компонент дошкольного образования на современном этапе».

Сообщение по теме: « Национальные подвижные игры на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста» .Цель мероприятия:  Совершенствование обра...