Статья "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как педагогическая проблема"
статья

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что требует сотрудничества  родителей и воспитателя. Главной сотрудничества является помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, осознание проблем в межличностных отношениях ребенка со взрослыми  и детьми, поиски путей их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  дошкольного образовательного учреждения и семьи как педагогическая проблема

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова даётся такое определение: «Взаимодействие:

  1. Взаимная связь двух явлений.
  2. Взаимная поддержка».[22, с.71]

 Следовательно, взаимодействие - это  процесс взаимного влияния и поддержки ДОУ и  родителей, это форма их взаимосвязи и отношений. Данный процесс требует специальной организации,  межсубьектных (ДОУ и семья) отношений,  на основе совместной деятельности и общения.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что требует сотрудничества  родителей и воспитателя. Главной сотрудничества является помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, осознание проблем в межличностных отношениях ребенка со взрослыми  и детьми, поиски путей их решения.  

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. .[15, с.15]

Благополучие ребенка на его жизненном пути во многом зависит от согласованности взглядов родителей и педагогов на проблемы воспитания, согласованности их воспитательных действий.

Определяющая роль в установлении  взаимодействия с родителями принадлежит педагогам ДОУ.  Взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны  в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не  может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно,  воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей, учитывая интересы каждого ребенка.

 В работе с родителями используется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. [27, с.48]

Анализ литературы позволяет утверждать, что на современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения  лежат следующие принципы:

  1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  2. это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Теоретики и практики дошкольного воспитания (Арнаутова Е.П., Зверева О.Л., Крупская Н.К., Маркова Т.А. и др.) подчёркивая необходимость связи ДОУ с семьёй и необходимость совершенствования форм и методов с родителями, выявили специфику этой работы и её задачи.

Руководящая и организующая роль детского сада по организации взаимодействия - планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

  • практическая помощь семье в воспитании детей;
  • организация пропаганды положительного опыта общественного и
  • семейного воспитания;
  • вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
  • активизация их педагогического самообразования и др.[16, с.15]

В.А.Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Сколь - нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры. [19, с.111]

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Приведя ребёнка в детский сад, родитель приобретает возможность повысить свою компетентность: специалисты всегда посоветуют, какие книги почитать, какие выставки и спектакли посетить, как организовать досуг ребёнка. В детском саду, как правило есть библиотека для родителей и детей, видио – и аудиотеки, игротеки.[1, с.5]

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей - неотъемлемая составная часть  педагогической культуры родителей.[16, с.43]

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Педагогическую культуру рассматривают в  связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.[16, с.44]

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.[7, с.17]

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в  понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ориентаций.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь, которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания меду родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

В теории и практике дошкольной педагогики определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:

- изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

-обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

- использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;

- расширение средств и способов работы с родителями;

-обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.[7, с.7]

Таким образом, взаимодействие ДОУ с семьёй требует организации совместной деятельности на основе взаимопонимания, общения, повышения педагогической культуры родителей, при соблюдении ряда условий, позволяющих объединить усилия для достижения эффективных результатов.

1.2.Роль семьи в подготовке детей к школе

В психологии существует такой термин как «готовность ребёнка к школе». Впервые понятие «психологическая готовность детей к школе» было предложено А.Н. Леонтьевым. Первоначально это понятие было связано с наличием у ребёнка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения.

В разное время психологи и педагоги занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Безруких М.И., Воробьёва Д.И., Гудкина Н.Н., Дронова Т.Н., Овчарова Т.И. и др.) В работах (Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера,  Л.И. Божовича и др.)  намечены 3 сферы готовности к обучению: интеллектуальная, эмоционально – волевая, социально - коммуникативная. [19, с. 145]

   Л.И. Божович её в 60 – годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов и готовности социальной позиции школьника. Подготовка детей к школе задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребёнка [18, с.1 - 2]

Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка к школьному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве. С самого раннего возраста малыша надо учить. Лучше всего это ребенок воспринимает в игровой форме.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. [14, с.37]

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками, определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий. [5, с.57]

При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно,  слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Дети, не овладевшие, техникой чтения хуже понимают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтение взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше, чем чтение по слогам. Дети, если они самостоятельно научились читать, должны упражняться только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребенку понемногу ежедневно, несколько раз возвращаясь к прочитанному. Дети любят слушать знакомые произведения, каждый раз переживая, поступки героев и это оставляет глубокий след в их сознании. [5, с. 84]

Обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе.

Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями.

Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и общается с взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся доступными осмыслению и анализу.

Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребенка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.[5, с. 95]

Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата; учат настойчивости, в общем, развиваются те качества, которые так необходимы в школе.

Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт -  вот основа развития личности ребенка. Поэтому, роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям  по тому или иному поводу. Взрослые должны  поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоян...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Проблемы и перспективы сотрудничества семьи и ДОУ в воспитании здорового поколения....

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...