Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"
материал на тему

Митина Светлана Алексеевна

Развитие в отечественной психологии идей

Льва Семеновича Выготского

" Роль игры в дошкольном детстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_v_otechestvennoy_psihologii_idey.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие в отечественной психологии идей

Льва Семеновича Выготского

« Роль игры в дошкольном детстве»

    Проблема изучения игровой деятельности была и остается в центре внимания психологов, педагогов, методистов. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, способствуя возникновению психологических новообразований и стимулируя тем  самым психическое развитие ребенка. По мнению Н.С. Паниной, полноценное овладение игровой деятельностью в дошкольном детстве является необходимым условием решения различных задая интеллектуального , эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный  для этого период развития. Именно Поэтому исследованию игры в детском возрасте посвящено такое огромное количество научных работ.

    Исследования различных ученых ( Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) создали теоретические и методологические основы изучения деятельности в отечественной психологии, в том числе  и игровой. В настоящее время произошло стремительное продвижение в соответствующих областях изучения детской игровой деятельности. Современными исследователями игры (Е.М.Гаспаровой, С.Н.Дыбиной, И.В.Коротковой, Н.Н.Лебедевой, А.М.Новиковым, Л.И.Элькониновой и др.) предпринимались попытки дальнейшего изучения игровой деятельности. Они состоят, с одной стороны, в проникновении вглубь происходящих при становлении игры у ребенка скрытых психологических процессов, с другой стороны, - в огромном расширении масштабов проводимых исследований, позволяющих делать выводы об общих закономерностях становления игровой деятельности и её множественных индивидуальных вариациях.

    Несмотря на современные исследования и перспективы научного поиска в решении данной проблемы, обращение к теоретико – методологическим основам исследования игры является важным. Изучение трудов основоположников теории и методологии игры позволяет создать общее представление о развитии данной проблемы, о различии взглядов ученых, имеющихся подходов к её решению, а также обозначить идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени. Труды различных ученых могут быть полезны и педагогам – практикам при построении систем обучения, развития и воспитания дошкольников. В связи с этим обращение к трудам  различных  данных ученых, изучение их взглядов на проблему становления и развития игровой деятельности в дошкольном возрасте становится все более актуальным.

   Историко–методологические аспекты игровой деятельности приобретают особое значение в настоящее время, поскольку становится необходимым анализ проведенных исследований с целью выделения имеющихся в них тенденций, невостребованных или забытых идей, значимых для современной науки. Именно поэтому теоретический анализх трудов Л.С.Выготского и его последователей в отечественной психологии является по прежнему актуальным. В данной работе представлен анализ взглядов ученого и его сподвижников на проблему игровой деятельности в дошкольном возрасте.

     Цель работы – теоретический анализ проблемы развития игры в дошкольном возрасте в исследованиях отечественных психологов.

    Объектом работы выступает проблема игровой деятельности.

    Предметом работы – отбражение проблемы игровой деятельности в отечественной психологической науке.

    В работе мы ставили следующие задачи:

   1. Дать общее представление об игровой деятельности в современной психологической науке.

   2. Изучить взгляды Л.С.Выготского о роли игры в дошкольном возрасте.

   3. Рассмотреть развитие идей Л.С.Выготского об игровой деятельности дошкольника в трудах отечественных наук.

   Для достижения цели и задач использовался метод обзорно-аналитического изучения психолого-педагогической литературы по проблеме.

    Теоретико-методологические основы работы составили основные положения отечественной психологии о закономерностях развития ребенка, основы которых заложены Л.С.Выготским в теории культурно-исторического понимания развития психики.

Глава 1. Взгляд Л.С.Выготского  и его последователей  в отечественной психологии на роль игры в дошкольном детстве

  1. Представление об игровой деятельности в современной психологической науке.

Игра – особый вид деятельности человека, поэтому данную проблему пытались объяснить с различных научно-исследовательских позиций такие авторы, как К.Д.Ушинский, К.Гросс, Ф.Бойтендайк, К.Бюлер, Ж.Пиаже, К.Левин и другие. Значительное внимание развитию игровой деятельности уделили отечественные психологи Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие. Многие из перечисленных выше ученых подчеркивали активный. Творческий характер игры, изучали компоненты и функции игровой деятельности. Большое внимание было уделено развитию ролевой игры ребенка как фактора социализации. Особое внимание уделялось использованию игры в обучении.

   По мнению С.Л. Новоселовой, игра – это особый вид предметной деятельности, в которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих взаимоотношений . Это создание воображаемых ситуаций и перенос одних предметов на другие предметы, происходящий в придуманных обстоятельствах .

   Г.С.Абрамова указывает, что специфика игры как деятельности состоит в следующем:  1) Основной единицей игры является роль. 2) В игре цель и мотив совпадают. 3) наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации. 4) Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности. .

   М.В. Гамезо с соавторами выделяет следующие структурные элементы игры:

1. Игровой замысел – общее определение того , во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи и отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

2. Сюжет (содержание) игры – это то, что определяет развитие и взаимосвязь игровых действий. Взаимоотношений детей.

3. игровые роли, которые берут на себя дети.

4. правила игры – они регулируют и определяют поведение детей в игре и взаимоотношения окружающих.

5. Игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми.

6. игровые действия, которые носят обобщенный и сокращенный характер.

7. Реальные отношения между детьми.

   В.С.Мухина считает,  что игра как особая форма детской деятельности имеет свою историю развития, связанную с изменением положения ребенка в обществе . На самых ранних ступенях развития общества основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением примитивных орудий (палок) для выкапывания съедобных корней. Дети с первых лет жизни включались в деятельность взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. Игры, отделенной от труда, не существовало.

   При переходе к охоте, скотоводству и мотыжному земледелию возникают такие орудия труда и такие способы производства, которые недоступны для детей и требуют специальной подготовки. Появляется общественная потребность в подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. Взрослые изготавливают для детей уменьшенные орудия, которые являются точными копиями орудий взрослых. Эти своеобразные игрушки растут вместе с детьми, постепенно приобретая все свойства и размеры орудий труда взрослых людей .

   Далее автор пишет, что взрослые всячески содействуют играм – упражнениям детей. В таком обществе еще нет школы как специального учреждения. Дети в процессе упражнений под руководством взрослых овладевают способами употребления орудий. Общественным смотром достижений детей в овладении орудиями труда являются игры – соревнования .

   Е.О. Смирнова указывает на то, что происходит дальнейшее усложнение орудий труда и связанных с ними производственных отношений . Детей начинают вытеснять из сложных и недоступных для них сфер производственной деятельности. Усложнение орудий труда приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии овладеть их использованием в играх – упражнениях с уменьшенными моделями. Орудия труда при их уменьшении теряют свои основные функции, сохраняя лишь внешнее сходство. Вместе с тем дети вытесняются и из общественных отношений взрослых членов общества .

   На этой ступени развития общества возникает новый вид игры – ролевая игра. В ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность – стремление к совместной жизни со взрослыми. Им уже недостаточно участия в труде взрослых. Дети, предоставленные сами себе, объединяются в детские сообщества и организуют в них  особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых людей,  беря при этом  на себя их роли. Так из особого места ребенка в обществе, связанного с усложнением производства и производственных отношений, возникает ролевая игра как особая форма совместной жизни ребенка со взрослыми .

   Г.А. Урунтаева  утверждает, что в ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций . Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми .

   Многие ученые (А.О. Горышева, А.Л.Кутузова, А.С. Спиваковская , К. Тамаки и др.) в своих трудах указывают на различные классификации игр . В работе Н.Н Поддъякова, Н.Я. Михайленко мы обнаружили, что существуют различные виды игр, которые могут успешно использоваться в обучении и воспитании дошкольников .

   Ролевая , или Сюжетно-ролевая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в общественной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора. Водителя, пирата – и образцы его действий .

   По мнению Е.О.Смирновой, игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в дошкольном детстве

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов — цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам....

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.

Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...

Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.

Истощение традиционного пути формирования сюжетно-ролевых игрчерез накопление детьми личного опыта вызывает необходимостьцеленаправленного ...

ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ

Статья посвящена обобщению опыта воспитателя по организации игры в группе доу....

"Игра в дошкольном детстве: требование ФГОС" "ТРИЗ-технология в детском саду"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограни...

Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве

Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...

Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.

Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....