Программа Школа «Раннего развития для детей 5-6 лет»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Чепурная Елена Эдуардовна

Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovka_k_shkole.docx52.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-
эстетическому развитию детей»

от 30.08.2015 № 328

Программа

Школа «Раннего развития
для детей 5-6 лет»

Разработала воспитатель первой квалификационной категории: Чепурная Елена Эдуардовна

г. Нефтеюганск 2015 г

Пояснительная записка

Развитие инновационной педагогики дошкольного образования связано, в перв ую очередь, с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального Зако на        РФ        от        29.12.2012        г.        №        273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет инноваци онную деятельность в сфере образования [1. Ст. 20, п. 1, п. 3] как деятельно сть, которая «...осуществляется в целях...реализации приоритетных направлен ий государственной политики РФ..., ориентирована на совершенствование... уч ебно-методического,        организационного,        правового,        финансово-

экономического,        кадрового,        материально-

технического обеспечения системы образования..».        Реализация Федер

ального Закона предполагает разработку Федерального государственного образ овательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с планом . Проект ФГОС ДО предъявляет соответствующие требования к стру ктуре основной образовательной программе ДО, условиям реализации и резул ьтатам освоения программы дошкольного образования.

Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.

Хорошо известно, как порой трудно ребенку, который не умеет читать, - осваивать программу первого класса. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова с его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота восприятия, любознательность и яркость воображения. .

Образовательная        программа        разработана

на основе требований ФГОС ДО и с учетом основных образовательных прог рамм        дошкольного        образования        и

направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение деть ми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего  

образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа направлена на целевые ориентиры развития ребенка такие как:

  • инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы);
  • уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов);
  • умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество;
  • развитые творческие способности, развитая устная речь
  • хорошо развитая крупная и мелкая моторика;
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;
  • любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Результатом освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО должны стать социализация и личностное развитие ребенка предшкольного в озраста, которые выступают главными критериями стандарта дошкольного обр азования.

Основная цель программы -реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования.

Программа состоит из двух разделов: «От звука к букве» и « Математика и конструирование»

Раздел «От звука к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению , письму и совершенствованию устной речи.

Основными задачами раздела «От буквы к слову» являются:

-формирование положительной мотивации к обучению;

-развитие практической подготовки детей к чтению и письму;

-развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления,

умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

-обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

-развитие грамматического строя речи и развитие умения конструировать связное высказывание;

-формирование элемен гарной культуры речи;

-расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

-формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

-развитие мелкой моторики ребёнка.

Содержание раздела «От звука к букве»

1 занятие в неделю. Всего 17 занятий

1.3вук- Буква:

  • понятие «звука» и «буквы»;

-характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные; -определение положения звука в слове;

  • звуковой анализ состава слов;

-зрительный анализ букв;

-сравнительный и звуковой анализ нескольких букв;

  1. Слово:
  • выявление различий в звуковом составе слов;
  • составление слова из звуков и слогов;
  • изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков;
  • восстановление нарушенной последовательности звуков в структуре слова; - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
  1. Связанная устная речь:
  • обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
  • обучение составлению предложений, распространению предложений;

В течение всего курса обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти.

На занятиях используются задания на:

  • выявление признаков сходства и различия между двумя и более буквами;
  • выделение одинаковых элементов букв;
  • выделение лишнего элемента буквы;
  • объединение различных элементов в группы;

- выявление несоответствий в рисунке.

4.Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Все занятия раздела « От звука к букве » строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребёнка, н^ основе которого постепенно складывается система знаний о языке и формируется потребность владения языком, совершенствуется речь.

К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:

•        умение отвечать на вопросы педагога;

•        умение определять местоположение звука (в начале, в середине или в конце слова);

•        умение различать звуки и буквы;

•        узнавать буквы русского алфавита;

•        умение подбирать слова на заданное количество звуков;

•        умение находить различия в звуковом составе слов.

•умение конструировать буквы из разных элементов;

•        умение составлять предложение с заданным словом.

Тематическое планирование курса «От звука к букве»

Тема

Задачи

Дом. задание

1

Понятие звука. Гласные звуки. Произношение гласных (аоуыэ и).

Развивать фонематический слух.

Обучение составлению предложений с данным словом.

Развивать мелкую моторику.

Произношение гласных первого ряда (аоуыэи). Игры «хлопки», «Определи место звука в слове» «Составь предложение со словом»

2

Определение места гласного звука в слове.

Развивать умение определять место гласного звука в слове. ( в начале, в конце, в середине)

Развивать зрительное восприятие на основе конструирования.

Развивать графомоторные умения и навыки.

Придумай слова с гласными ауо в начале слова, в конце, в середине. Составь предложение с этими словами.

3

Звук и буква А О У

Формировать умение узнавать гласные буквы ОА У.

Развивать словесно-логическое мышление.

Выучи стих о букве А О У Написать букву по точкам

Развивать мелкую моторику на основе моделирования букв

4

Звук и буква Ы И

Формировать умение узнавать гласные буквы Ы У.

Развивать словесно-логическое мышление. Развивать наглядно-образную память на основе сравнения буквенных образов. Развивать графомоторные умения и навыки.

Выучи стих о букве Ы И Вырежи буквы из бумаги.

5

Звук и буква Е Ё

Формировать умение различать зрительно и на слух гласные буквы Ё Е.

Развивать зрительное восприятие на основе сравнения.

Развивать мелкую моторику.

Выучи стих о букве Е Ё Закрасить контур буквы

6

Звук и буква Ю Я

Формировать умение различать зрительно и на слух гласные буквы Ю Я .

Развивать словесно-логическое мышление. Развивать мелкую моторику.

Выучи стих о букве Е Ё Игра «Буква потерялась»

Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.

7

Понятие согласного звука. Произношение согласных. Отличие гласных и согласных звуков по звучанию.

Характеристика согласных звуков по твердости и мягкости

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки.

Формировать умение дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости. Формировать умение составлять звуковую схему слова.

Развивать зрительную память.

Развивать мелкую моторику.

Придумай слова с согласными звуками в начале слова , в конце , в середине.

Составь предложение с этими словами.

Игра «Твердый -мягкий» Буквенный диктант гласных букв

8

. Звук и буква Н Р

Формировать умение различать зрительно и на слух согласные буквы HP .

Развивать словесно-логическую память. Развивать мелкую моторику.

Игра «Твердый -мягкий» Игра «Назови наоборот Буквенный диктант гласных букв Выучи стих о букве

9

Звук и буква М-Л

Формировать умение различать зрительно согласные буквы МЛ.

Развивать зрительное восприятие на основе сравнения.

Развивать мелкую моторику.

Буквенный диктант согласных букв HP и гласных букв

Составление звуковых схем слов, (мел, Лера)

Продолжи линию

10

Звук и буква С-3

Формировать умение различать зрительно согласные буквы 3-С . Развивать слуховое восприятие на основе сравнения Развивать наглядно-образную память. Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов. (Зина, сани) Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука)

Выучи стих о букве

11

Звук и буква Д-Т

Формировать умение различать зрительно согласные буквы Д-Т . Развивать слуховое восприятие на основе сравнения Развивать словесно-логическую память. Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов, (дыня, дом) Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука)

Выучи стих о букве Игра «Назови правильно». Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.

12

Звук и буква К-Г

Формировать умение различать зрительно согласные буквы К-Г . Развивать слуховое восприятие на основе сравнения Развивать словесно-логическую память.

Составление звуковых схем слов. (куры, кит)

Развивать мелкую моторику.

Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука)

Выучи стих о букве Закрасить контур буквы

13

Звук и буква В-Ф

Формировать умение различать зрительно согласные буквы В-Ф. Развивать слуховое восприятие на основе анализа.

Развивать зрительную память.

Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов. (Вода, фон) Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука) Написать букву по точкам

Выучи стих о букве

14

Звук и буква Б-П

Формировать умение различать зрительно согласные буквы Б-П . Развивать слуховое восприятие на основе сравнения Развивать наглядно-образную память. Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов. (Боря, пар) Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука)

Выучи стих о букве

15

Звук и буква Ж-Ш

Формировать умение различать зрительно согласные буквы Ж-Ш. Развивать слуховое восприятие на основе анализа Развивать тактильную память.

Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов. (шар, Жора) Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука) Написать букву в клетке

Выучи стих о букве

16

Звук и буква Ч-Щ

Формировать умение различать зрительно согласные буквы Ч-Щ . Развивать слуховое восприятие на основе сравнения Развивать словесно-логическую память. Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов. (час, щит)

Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука) Написать букву по точкам

Выучи стих о букве

17

Звук и буква Ц-Х-Й

Формировать умение различать зрительно согласные буквы Ц-Х-Й . Развивать слуховое восприятие на основе анализа. Развивать тактильную память.

Развивать мелкую моторику.

Составление звуковых схем слов. ( чай, ход, цапля) Буквенный диктант изученных букв (разрезная азбука)

Выучи стих о букве Написать букву в клетке

Содержание курса «Математика и конструирование»

1 занятие в неделю. Всего 17 занятий.

Задания по следующим разделам:

  1. Количество и счет.
  2. Геометрические фигуры.
  3. Величина.
  4. Ориентировка во времени.
  5. Ориентировка в пространстве.

В разделе «Количество и счет» начинается работа по ознакомлению детей с цифрами от 1 до 10. Дети учатся обводить цифры по точкам, закрашивать их контурные изображения).

Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет,

цифру. При ознакомлении с числами от 1 до 10 дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа.

В разделе «Геометрические фигуры» дети знакомятся с новой геометрическими фигурами, учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В разделе «Величина» продолжается работа с некоторыми усложнениями: дети учатся делить предметы на четыре части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части.

В разделе «Ориентировка во времени» дети знакомятся с названиями дней недели и месяцев. Так как с этими понятиями дети встречаются в повседневной жизни (работая с календарем природы, отмечая праздники, дни рождения и т.д.), то таких заданий дается немного, лишь с целью закрепления имеющихся у детей знаний.

В разделе «Ориентировка в пространстве» новой и сложной задачей будет определение места положения предмета по отношению к другому лицу. Для закрепления этих навыков полезно игровое упражнение «Путешествие по группе, улице», выполняя которое дети учатся определять положение предметов относительно себя.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Активно используются игровые формы деятельности, чего требуют возрастные особенности детей 5-6 лет. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Дети постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

К концу обучения у детей формируются следующие основные умения:

  • Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  • Умение сравнивать группы предметов.
  • Умение считать в прямом и обратном порядке.
  • Умение узнавать и назвать квадрат, круг, треугольник.
  • Умение выражать словами местонахождение предмета.

Тематическое планирование курса «Математика и конструирование»

Тема

Задачи

Дом. задание

1

Число и цифра 1, величина, знакомство с названием зимнего месяца — январь

Учить отгадывать математические загадки. Дать представления о числе 1 и цифрах 1. Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 1

Классифиция и сравнение фигуры по 1 - 3 признакам (форма, размер, цвет). Зрительный диктант

2

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, число и цифра 2, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать зрительное восприятие на основе классификации и сравнения.

Классифиция и сравнение фигуры по 1 - 3 признакам (форма, размер, цвет). Знакомство с пословицами. Зрительный диктант

3

Число и цифра 3,соотнесение количества предметов с цифрой.

Знакомство с квадратом, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Разделы: количество и счет, геометрические фигуры.

Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать зрительное восприятие на основе классификации и сравнения.

Работа по картачкам, с пластилином, проволкой. Продолжи рисунок.

Игра «Четвертый лишний»

4

Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой, прямоугольник, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Конструирование из палочек.

Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

Учить писать цифру 3 в воздухе, лепить, выкладывать из проволоки;

Знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3;

Игра продолжи заданную закономерность Игры деда Цифроеда Заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Игровое упражнение «Отгадай загадку».

Развитие математических представлений и логики. Развивать интерес к окружающему миру математического содержания

5

Знакомство с числом и цифрой 4.

Закреплять умение писать в воздухе цифры 1,2, 3,4; Учить выкладывать цифру 4;

Закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; Познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число четыре;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игра «Дорисуй зернышки цыплятам».

Знакомство с пословицами, в которых встречается число четыре.

6

Закрепление чисел (1-4). Конструирование (работа с тангаммом)

Закрепить знание чисел в пределах 4 Развивать нагляднообразное мышление на основе сравнения.

Игра «Назови соседа»,» Срисовывание различных предметы по клеточкам и точкам

Заполнение числовых лесенок

7

Знакомство с цифрой и числом 5.

Нахождение и сравнение чисел - соседей (предшествующее, последующее число). Конструирование (работа с тангаммом)

Закреплять умение писать цифры 1,2, 3,4;

Учить писать цифру 5 в воздухе;

Закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел;

Познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять;

Обводить заданные геометрические фигуры в воздухе.

Игра «Кто внимательный». Заполнение числовых лесенок

8

Число и цифра 6. Понятия «длинный», «короче», «еще

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с

Игра «Отгадай загадку»

Игра «четвертый лишний»

короче», «самый короткий».

помощью цифр и знаков; Познакомить с цифрой 6; Учить писать цифру 6; Учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?-,

Игровое упражнение «Закрась правильно

9

Числа и цифры 1 - 6, Закрепление квадрат, Знакомство треугольник.

Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

Развитие способностей устанавливать логические связи и закономерности. Формирование базовых графических навыков

Игра «Отгадай и запиши» Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика.

Игра «Рисуем треугольники»

10

Числа и цифры 4, 5,6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа;

Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

Развивать мелкую моторику.

Игра «Число, цифра, предмет»

Игровое упражнение «Сосчитай и закрась»

Игра продолжи заданную закономерность

11

Познакомить с числом и цифрой 0.

Числа и цифры 1 - 6, соотнесение количества предметов с цифрой. Понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках.

Развивать мелкую моторику.

познакомить с цифрой 0;

  • учить писать цифру

0;

  • закрепить знания об зимних месяцах, познакомить с названием последнего месяца зимы
  • февральь;

Игра «Соедини правильно» «Преврати геометрические фигуры в предметы» «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры».

учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

12

Число и цифра 7, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек.

Конструирование из палочек.

познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?-учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

Игра «Отгадай загадку» Игра «Слушай и считай» Выкладывание из счетных палочек прямоугольника.

13

Числа и цифры 1—8.

познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8;

Игра «Назови соседа» Знакомство с пословицами, крылатыми выражениями. Знакомство с цифрой 8

14

Ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

Конструирование( тан грамм)

Развивать умение составлять

математические рассказы и отвечать на поставленные вопросы.

Игра «А теперь ты сам считай...»

Игра «Рисуем овалы» Чтение стихотворения В. Берестова «Лево, право».

15

Числа и цифры 1—9,, высокий — низкий, ориентировка во времени — дни недели, знакомство с названием месяца — март.

познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца —март. знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (один кружок — понедельник, два — вторник и т.д.);

Игра «Отгадай загадку» Знакомство с цифрой 9 Знакомство с крылатым выражением.

16

Число и цифра 10, выкладывание трапеции из

Познакомить с числом 10; учить писать число 10;

Игра «Отгадай загадку».

счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках.

познакомить с геометрической фигурой — трапецией; учить выкладывать из счетных палочек трапецию;

учить находить различия в двух похожих рисунках;

Трапеция из счетных палочек.

Игра «Будь внимательным».

17

Конструирование ( тан грамм).

Соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца—май, закрепление знаний о месяцах — март, апрель, стихи о цифрах от 1 до 10.

Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развивать мелкую моторику.

Работа со счетными палочками.

Игра «Кто за кем»

Игра «Дорисуй цветок»

Литература для организации педагогического процесса:

  1. Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. - М, 2009
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991
  3. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
  4. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998
  5. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М,А 1997.
  6. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
  7. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. - М.: Акалис, 1996.
  8. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001
  9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М: Ювента, 2005. - 48 с.
  1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1984.
  2. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. - Тула, 1993
  3. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. - М., 1993
  4. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981.
  5. От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
  6. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
  7. Потапова Е.Н. Радость познания. - М., 1990
  8. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. - М., 1992
  9. Ушинский К.Д. Родное слово. - М., 1991
  10. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб. Детство-Пресс, 2001
  11. Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика - это интересно. Комплект игр. М.: Акцидент, 1995.
  12. Шибаев А.В. Буква заблудилась. - М., 1986
  13. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Основная общеразвивающая программа группы раннего развития «Мамины лапушки» (сенсорное развитие с элементами изодеятельности) для детей с 1,5 до 3 лет

Программа группы раннего развития «Мамины лапушки» (сенсорное развитие с элементами изодеятельности) содержит материалы по развитию у дошкольников с 1,5 до 3 лет восприятия формы, величины...

Программа дополнительного образования " Школа раннего развития!"

Занятия кружка  создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим ...

Рабочая программа школы раннего развития «Уроки в школе радости»

Рабочая программа  школы раннего развития «Уроки в школе радости»...

Программа профилактики дезадаптации будущих первоклассников "Школа раннего развития"

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будуще...

Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки».

Данная «Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки» помогает овладеть необходимым «инструментарием» познания осо...