Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Чепурная Елена Эдуардовна

Расширение кругозора детей - одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать чувства сострадания и бережного отношения к природе. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx23.62 КБ
Файл podvizhnye_igry.docx15.31 КБ
Файл didakticheskaya_igra_na_temu.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.

Задачи:

1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

3. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал и оборудование: Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор,  гимнастические палки, канцелярская резинка, кусок искусственного меха, бубен, маска полярной совы, фуражка капитана самолета, музыкальное сопровождение «Тема полёта», «Ненецкие напевы», видео «Северное сияние».

ХОД

Минутка вхождения в образовательную деятельность.

Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу искреннею улыбку и пожелаем друг другу «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

Звучит музыкальная запись "Вам письмо",

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Здесь написано "Детям группы № 10 «Светлячки»", а прислали его с Крайнего Севера. Прочитаем, что здесь написано? Читаем: «Здравствуйте, милые дети! Мы живём на Крайнем  Севере нашей Родины. Вокруг нас тундра. Мы приглашаем вас в гости к нам, на Север, в тундру, где вы познакомитесь с жителями этого удивительного края, узнаете много интересного о жизни на Севере. Мы очень вас ждем! С уважением, жители  Севера»

– Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)

- Какой транспорт быстрее всего доставит нас на Север? (Самолет)

 - А вот и наш самолет!  

 - Прошу всех пройти на борт нашего самолета. Садитесь поудобнее, Пристегните ремни безопасности. Капитан желает вам приятного полета. Держим курс на Крайний Север.  (М/с «Тема полёта»). Летим.

–. Вот мы  подлетаем к Крайнему Северу. Что вы можете  видеть сверху? (снег, лёд). А лес видно?

- На крайнем Севере очень холодно. Там долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Как еще называется этот край? (тундра). В тундре  растут мох, лишайники, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Зимой в тундре совсем не бывает

солнца, наступает полярная ночь. Там полгода полярная ночь, а полгода - полярный день.

-  Внимание, наш самолет приступает к снижению. (Летим на стульчики).  Приземлились. Это тундра – снежная равнина.

- А вот нас встречают жители Севера. Они тоже граждане нашей большой дружной страны. На Крайнем Севере живут ненцы, чукчи,  саамы.

Посмотрите на этих мужественных людей.  Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую.  Как вы думаете, почему?

 - Потому что Крайний Север — это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.

 Живут ненцы в тундре в домах, похожих на палатки, Как называются эти дома?  (Чум). Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом – берестой. Чум хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются.

 (Внимание детей обращается на лежащие в стороне гимнастические палки и кусок меха). Жители Севера предлагают детям поставить чум, только маленький. Дети из палок и куска меха сооружают чум (М/с Ненецкие напевы).

- Как вы думаете, для чего нужно, чтобы чум легко разбирался и собирался? (Предположения детей)  Жителям Севера это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Чем занимаются оленеводы? (Ответы детей)

 - Трудна жизнь у оленеводов, они  подолгу пасут в тундре оленей в любую погоду, и зимой и летом. Северные олени нигде не могут жить, кроме тундры, потому, что они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают мох, а пить захотят – лижут снег. Оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха, и сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Как вы думаете, зачем  жителям Севера нужны олени? Какая от них польза?  (Ответы детей). А еще северные олени – отличное средство передвижения. Для езды жители Севера запрягают в сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой.  

 - Как вы думаете, какими еще промыслами занимаются жители Севера?.  (Рыболовство, охота).  А выращивают ли они овощи?  Почему? (Размышления детей)

  -  Жители Севера сами шьют себе одежду и обувь из оленьего меха, Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах они носят пимы. Одежда и обувь из оленьего меха теплая и красивая.

 -  Есть у народов Севера свои традиции, обычаи, сказки, пословицы. Послушайте, ненецкие пословицы:

 - Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

 - Тот, кто оленя бьет, от копыт его не уйдет.

 - Смог дикого оленя добыть – должен и соседа мясом одарить.

 - оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

 - Что можно узнать о ненцах из пословиц? Кто им так важен?

- Почему? Ответы детей.

 - Олени очень дороги для жителей Севера, ведь олени их кормят и одевают, служат транспортом круглый год.  

- Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках прыгают через нарты, стреляют из арбалета, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры. Что-то мы с вами засиделись. Давайте поиграем! Посмотрите, в какую  игру можно поиграть с этой маской?( «Полярная сова и евражки»).

Дети играют 3- 4 раза.

        - Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Давайте полюбуемся северным сиянием. Видео «Северное сияние».

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами.

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

- Пришла пора покинуть этот суровый, но удивительный северный край и  возвращаться в детский сад. Пойдемте, к нашему самолету. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, летим в детский сад. 

-  Чтобы обратный путь был не долгим, давайте поиграем – ответим на вопросы нашего бортового компьютера.

1. Как называется дом жителей тундры? (чум) после ответа

2. Что это? (Нарты)

3. Чем занимаются жители Севера? (Охота, рыбалка, оленеводство).

4. Какое природное явление можно увидеть только на Крайнем Севере? (северное сияние) после ответа –

- А тем временем, наш самолет снижается, и мы возвращаемся в  детский сад.  Вот и закончилось наше путешествие.  Расскажите о нём своим друзьям? А родителям?

   - На память о Крайнем севере его замечательные жители дарят вам эти кусочки северного сияния.  

 - Всем спасибо за внимание. Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Подвижные игры, как полагается, самая интересная и любимая детьми часть  занятий. Если просмотры презентации, чтение книг про Арктику не чередовать с активными играми, то это станет просто скучно, и ни один ребенок не захочет этим заниматься. Варианты игр:

Прыгаем по льдинам. На полу раскладываем листы белой бумаги, прыгаем по ним, стараясь не наступить в холодный океан 

Ездим на оленях. Один из участников становится оленем, а другой – чукчей. Запрягаем оленя, например, при помощи пояса, и ездим на нем по комнате. Аналогично можно сыграть в эскимоса, катающегося на собаках.

Игра «Полярная сова». Как известно, полярная сова – это быстрый и свирепый хищник. Один из игроков назначается совой, его задача бегать, размахивая крыльями, и ловить себе добычу. Остальные должны убежать или спрятаться от совы. По сути это обычные догонялки, так что можно играть даже вдвоем.

Игра «Ледышка». В эту игру лучше играть как минимум втроем. Один из игроков назначается Морозом, он догоняет, а остальные убегают. Если Мороз кого-то коснется, то тот замерзает и замирает. Однако остальные игроки, которых еще не заморозили, могут разморозить «ледышек», прикоснувшись к ним. Игра заканчивается тогда, когда Мороз заморозит всех игроков.

Упражнение «Тюлени». Ложимся на живот, руки вдоль туловища. Прогибаем спину назад, не отрывая ноги от пола. Повторяем несколько раз.

Игра «Эскимосы».  Детскую палатку превращаем в иглу (я просто накинула на палатку белую скатерть), сами надеваем шапки, а при желании можно и еще что-нибудь теплое, и обыгрываем жизнь эскимосов на Северном полюсе: как они охотятся, ловят рыбу, катаются на оленях, мерзнут и греются и т.п.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на тему «Арктика»

Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики.Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Загадки про Арктику для детей

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (белый медведь)

***

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

Спит на льдине целый день

Толстый маленький … (тюлень)

***

Сильное животное, живет в холодном крае,

Огромными клыками сражается с врагами,

Мороза не боится, он гладок, толстокож,

На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело-голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны –

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (песец)

***

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (олень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему «Я-человек» в старшей группе ДОУ, образовательная область — социально-коммуникативная.

Воспитатель Тихненко Ирина Ивановна МДОУ Детский сад КВ 156 г. СаратоваI. Образовательные задачи.1. Закрепить знания детей об основном документе "Конвенция о правах ребенка", о документе "Свидетельств...

Конспект интегрированной непосредственной организованной деятельности в старших группах в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое

Программное содержание  Обобщать, уточнять  и расширять представления знания детей об Армии;Активизировать  словарь по теме;Совершенствовать грамматический  строй;Развивать...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных  представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по теме: « Дружба живёт среди нас»

Цель занятия: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.Образовательные:Способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу.Сформировать потребность в совершении д...