Проект по формированию элементарных представлений о птицах «Подкормите птиц зимой!»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Доронкина Олеся Владимировна

 

Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм. 

Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_podkormite_ptits_zimoy.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №40

«Подкормите птиц зимой!»

Проект по формированию элементарных представлений о птицах

                         Выполнил:

                                                          воспитатель первой  категории

                                                    Доронкина Олеся Владимировна                                                                                                      

г. Екатеринбург


1. Актуальность темы

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!

Александр Яшин

Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм. 

Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы. 

Цель  проекта: 

Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей. 

Задачи проекта:

- Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);

- Формировать умение и навыки наблюдения за птицами;

- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время.

Ожидаемые результаты работы с детьми:

*Расширение знаний о друзьях наших меньших;

*Формирование эмоционального отношения к миру природы;

*Доброжелательное отношение и помощь птицам в трудное время.

* Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;

* Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов, и родителей.

Реализация проекта поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка. Так же работа над проектом будет способствовать привлечению родителей (законных представителей) воспитанников к активному участию в образовательном процессе и гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание деятельности педагогов

Деятельность детей

1этап

Организационный

2-3-я неделя

января 2018

Проведение мониторинга (опрос родителей и детей о том, каких птиц знают, особенности), обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, разработка  тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, создание цикла НОД по ознакомлению детей с видами птиц. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта,  подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности.  

Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц. Сбор  материалов для создания альбома «Зимующие птицы», картотеки подвижных игр, загадок о птицах. 

Игровая деятельность, речевое общение.

2 этап

Практический

Февраль 2018

Реализация тематического плана через проведение НОД,  бесед, наблюдений, творческой деятельности, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц; организацию совместной с педагогами, родителями и самостоятельной деятельности детей,  привлечение родителей к изготовлению кормушек, сбора корма.

Акция «Подкорми птиц зимой!»

Дидактические  игры по теме, слушание художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций,  творческая продуктивная деятельность (раскрашивание картинок), рассматривание иллюстраций.

3 этап

Итоговый

3-я неделя февраля 2018

Проведение повторного мониторинга, анализ проведенной работы и обобщение опыта.

Игровая деятельность, речевое общение, продуктивная творческая деятельность

Тематический план формированию правил безопасности с детьми

Тема

Цели

Форма

Материал,

оборудование

Познавательное развитие

Птицы

Цель: познакомить детей с разнообразием птиц

Просмотр презентации, рассматривание иллюстраций    «Птицы».

Дидактические игры:

• Кто как кричит

• Большой / маленький

• Один – много

• Собери птицу

Беседа:   «Мы дружим с птицами», «Зимующие птицы»

Мультимедийное оборудование, презентация, иллюстрации, дидактическая игра.

Мы заботимся

о птицах

Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Рассматривание иллюстраций, беседа

Материал к НОД


Речевое развитие

Птицы – друзья  наши меньшие

Цель: познакомить детей с художественной литературой, стихами о птицах, загадками, развивать память, мышление.

Чтение и обсуждение художественной литературы о птицах, заучивание стихов, отгадывание загадок по теме,  беседы, рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах.

Подборка загадок и стихов, иллюстрации, художественной  литература:  «Воробей на часах» Толстой Л. Н., 
«Берегите  птиц» Т. Евдошенко,
«Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский; «Птичий год: зима» В. Бианки; заучивание стихотворений: «Воробей» Н. Рубцов; «Зяблик» С. Михалков; «Снегири» Л. Татьяничева.

Художественно- эстетическое развитие

Птичка-невеличка

Цель: учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность. 

Лепка птичек для коллективной работы «Кормушка для птиц»

Текст физминуток,  материал к НОД

Птицы в гости прилетели

Цель: формировать представления  о птицах, об их строении.

Раскрашивание птиц красками для коллективной работы «Птицы в гости прилетели»

Материал для НОД

Социально- коммуникативное развитие

Пернатые

гости

Цель: формировать представление о птицах, зимующих в нашем городе

Проведение дидактических игр:

«Накорми птицу»

«Зимние гости»

 «Кто как кричит?»

«Прилетели птицы

Настольные игры:

«Разрезные  картинки»,  «Какая птица, назови»,  «Кто что ест?»

 Формирование основ безопасности:

Беседа на тему:  «Не дадим птичке умереть». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие,  беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё...)

Иллюстрации

Физическое развитие

Поиграем!

Цель: научить соблюдать правила игры, развивать внимательность, координацию движений.

Подвижные игры:

«Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Филин и пташки», «Лисица и птички», «Воробушки-шалуниш - ки», «Птичка и кошка», «Собака и воробьи», «Птичка»

Атрибуты к игре

Оценка эффективности реализации проекта

Участники  проекта принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.

В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:

  1. Оформлена выставка детских работ «Птицы в гости прилетели»
  2. Проведены НОД «Птицы в гости прилетели», «Птичка-невеличка» , «Мы заботимся о птицах»
  3. Проведены беседы «Зимующие птицы», «Мы дружим с птицами»
  4. Проведены игры по тематике.
  5. Составлены фотоальбом «Зимующие птицы», картотека подвижных игр по тематике, картотека игровых упражнений.
  6. Просмотрены презентации.
  7. Прочитаны сказки, заучены стихи.
  8. Проведена акция «Подкорми птиц зимой» (изготовлены кормушки)

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволила расширить знания детей о птицах. Промежуточный мониторниг (беседа, игровая деятельность) показал, что дети могут  различать виды птиц, знают как позаботиться о птицах в зимний период.


ПРИЛОЖЕНИЕ  7

 

Беседа «Зимующие птицы»

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

— А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

— Жалко? (Очень жалко!)

— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу — ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

— Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

— Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист — зерна.

А на лист — пшена.

Конопли две горсти —

Собирайтесь, гости!

— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

— Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

— Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.

— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.

— Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

—    во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

—    подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

—    кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

—    корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдал», как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

—    Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их —

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Спасибо вам великое!


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Беседа «Мы дружим с птицами»

Цели: расширить представление о птицах; учить различать основные части тела; формировать знания о повадках птиц; воспитывать бережное отношение и любовь к пернатым.

Воспитатель: покажите на плакате каких птиц вы встречали на улицы чаще всего.

- Как называется птичка? (воробей)

- Что есть у птички? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост)

- Сколько ног у воробья и как они ходят?

- Сколько крыльев у воробья и как они летают?

- Какого цвета пёрышки у воробья.

- Какие звуки издают воробьи.

Сегодня на прогулке мы можем понаблюдать за этой птицей.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать за ними.

Воспитатель читает стихотворение:

«Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»

Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые). 

Воспитатель читает стихотворение:

«Воробей, что ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.»

Воспитатель задает детям вопросы:

- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

- Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Предложить детям поиграть в игру, имитируя стайку воробьёв.

Подвижная игра «Тепло – холодно» (учить имитировать повадки воробья (летать, чирикать, клевать зёрнышки, сбиваться в стаю и т.д), бегать, не задевая друг друга; учить действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание).

Дидактическая игра:"Покажи птичку по описанию" (дети подбирают соответствующие карточки с изображением птиц).

В  конце беседы можно провести с ребятами игру малой подвижности "Птички в гнездышках"


ПРИЛОЖЕНИЕ

Фотоотчёт

Изготовление кормушек

  

 


НОД по художественно-эстетическому развитию

 «Птичка-невеличка»

Птицы

НОД по художественно-эстетическому развитию

 «Птицы в гости прилетели»              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.

Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...

Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...

Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о космосе в старшей группе «Загадки космоса».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28053006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 436px; height: 300px;"}}]]Срок реализации проекта: март-апрель 2022 г.Проектна...

Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о профессиях "Кем быть?"

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных пр...

Проект по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Птицы нашего края!»

Пояснительная запискаКак много интересного и загадочного может нам рассказать окружающий нас мир, природа! Очень важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношени...