Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Леонова Людмила Леонидовна

Форма проведения: традиционное собрание.
Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.
Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников, расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни ребенка, привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей, дать родителям необходимую информацию о воспитании культуры поведения у дошкольников.

Предварительная работа:

Совместное, коллективное создание детьми, родителями и воспитателями плаката «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 (Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».)

Родители детей в это время проходят в групповую комнату, рассаживаются.

 

-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас.

Тема нашего собрания: «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста».

 Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки?

(Ответы родителей)
Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться?
(Ответы, высказывания родителей) Верно, вежливым и воспитанным.

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Вахтанский детский сад «Елочка»

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе

«Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Составила:

 воспитатель

Леонова Л.Л.

2016 г.


Форма проведения: традиционное собрание.
Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.
Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников, расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни ребенка, привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей, дать родителям необходимую информацию о воспитании культуры поведения у дошкольников.

Предварительная работа:

Совместное, коллективное создание детьми, родителями и воспитателями плаката «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 (Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».)

Родители детей в это время проходят в групповую комнату, рассаживаются.

http://%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0.%D1%80%D1%84/attachments/Image/DSC01264.JPG?template=generic-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас.

Тема нашего собрания: «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста».

 Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки?

(Ответы родителей)
Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться?
(Ответы, высказывания родителей) Верно, вежливым и воспитанным.

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста?  Именно об этом наш разговор. Надеемся, что вместе мы найдем ответы на многие вопросы.

«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить».             А.С.Макаренко

Педагоги предлагают родителям разминку с мячом (с солнышком и т. п.)

Мяч передается из рук в руки по кругу.
Родителям предлагается закончить фразу: «Культура поведения — это...»
(Родители заканчивают фразу по очереди и передают мяч друг другу).
- Каким должен быть культурный человек? 
(Родители по очереди высказывают свое мнение. Движение мяча продолжается. В ходе игры ведется обсуждение по высказываниям)

Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и комфортного существования всего детского коллектива.

Нам с вами нужно помочь маленькому человеку в приобретении поведенческих ориентиров, норм поведения без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием нравственныхпредставлений.
Нравственное воспитание должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная деятельность, целенаправленное, ненавязчивое руководство со стороны воспитателя, помогающее детям строить правильные взаимоотношения друг с другом. Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями.

 Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим и самому себе начинается в детстве.

Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, друзьями, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания. Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать.

Характер поведения ребенка в первую очередь зависит от родителей.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнку нужно знать, как вести себя в общественных местах, как вести разговор, как вести себя в транспорте. Культура одежды, речи, поведения – всё это слагаемые культуры человека, которая закладывается в самом раннем детстве и развивается на протяжении всей его жизни.

 Дети чрезвычайно подражательны и усваивают те модели поведения, которые в них закладывает семья.

Компоненты культуры поведения:

  1. культура деятельности;
  2. культура общения;
  3. культура речи;
  4. культурно-гигиенические навыки.

Поясню, что же предполагают все эти компоненты. К чему нам с вами нужно стремиться в процессе воспитания культуры поведения.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, как в одиночку, так и в коллективе совместно со сверстниками и взрослыми. Ребенок должен научиться беречь игрушки, вещи, книги.

По этим вопросам с детьми ежедневно ведется воспитательно-образовательная работа.

Культурно-гигиенические навыки важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. С раннего детства мы учим детей правилам культуры поведения за столом, формируем навыки самостоятельного пользования предметами личной гигиены: носовым платком, полотенцем, расческой, зубной щеткой (с 3 лет). Также очень важно научить ребенка самостоятельно умываться, мыть руки с мылом при загрязнении и по мере необходимости.

В ходе режимных моментов, сопровождающихся разъяснениями, беседой и показом, в играх с куклами дети практически учатся правильно сидеть за столом, правильно держать ложку, чашку, самостоятельности в еде. Приобретая навыки культурного поведения за столом, дети учатся, не спеша, тщательно пережевывать пищу, набирать еду в ложку небольшое количество, помогая кусочком хлеба при необходимости. Учим бережно относиться к продуктам, к хлебу, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Необходимо также приучать детей следить за своим внешним видом, при помощи взрослого приводить себя в порядок.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи.

В младшей группе в ходе режимных моментов, игр, бесед, чтения литературы мы стараемся научить детей вежливым словам, вежливому общению как со взрослыми, так и со сверстниками.  Учим использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно, побуждаем называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой и со взрослыми  спокойно, без крика.  Побуждаем обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы».

Одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример родителей. Именно вы, родители, — авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем.


Представьте такую ситуацию.

Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.
Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры общения?

(Ответы родителей, обсуждения)

- Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.

Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни в семье, её быт, тон, атмосфера, которая там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности.

Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете друг с другом и с другими людьми, как вы радуетесь, или печалитесь.»

Особое место в нашем разговоре нужно отдать самостоятельности.

Именно в возрасте 2-3 лет ребенок приобретает первые навыки самостоятельного обслуживания в одевании-раздевании, а так же культурно-гигиенические навыки.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

(Ответы родителей, обсуждения)

  При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация:

- Андрей (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама прекращает эту «безцельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!»  Мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступила мама? (ответы  родителей, обсуждения)

 В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. К 2-3 годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

— Так с чего же следует начинать воспитание культуры поведения?

 (Родители высказывают свои предположения, опираясь на опыт семейного воспитания, на информацию, данную выше)

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. А значит, и начинать нужно с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с методов, которые нужно использовать для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер:
-личный пример родителей,

-чтение книг с ярким примером хороших манер,

-постоянство и настойчивость в обучении культурному поведению,

-уважительное отношение друг к другу в семье,  к людям из круга общения.

Все эти методы имеют положительные результаты.

Очень помогает в достижении результатов похвала маленьких детей. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. В детском саду каждый ребенок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка за стремление к самостоятельности, за попытку помочь вам-взрослым или братьям, сестрам, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения.

Родителям предлагается презентация «Привитие культуры поведения в играх и режимных моментах в 1 младшей группе»,  в ходе которой даются комментарии воспитателей согласно чередованию слайдов и их содержания (из повседневной жизни группы «Божья коровка»)

Примерно такие:

В детском саду мы также используем методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного культурного поведения.

Родителям даются комментарии, разъяснения слайдов по привитию детям культурно-гигиенических навыков:

-умывание, умение пользоваться мылом, индивидуальным полотенцем, расческой, носовым платком;

-умение своевременно и правильно пользоваться туалетом;

-умение правильно вести себя за столом, держать ложку, правильно и самостоятельно кушать, пользоваться салфеткой и т. п.

-умение самостоятельно снимать и одевать некоторые предметы одежды при небольшой помощи взрослого, складывать и вешать одежду на стульчик.

Комментарии, разъяснения слайдов по привитию культуры деятельности и общения в играх.

Ежедневно в процессе режимных моментов в детском саду, а особенно в играх, в яркой, доступной и интересной форме, дети получают представления о том, как принято в обществе себя вести в той или иной ситуации. Например, в подвижных играх, дети соревнуются: кто быстрее прибежит, кто дальше бросит мячик и т. п. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему товарищу. И конечно в такой ситуации мы обязательно хвалим ребенка, пришедшего на помощь другу, объясняем эту ситуацию другим детям.

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созданием построек (домов, мостов) и т. п., также присутствует правила поведения. Детки очень любят играть в строителей, строят гаражи, различные дорожки, домики и т. п. И мы обязательно хвалим  строителей. А вот как  это сделать? Какими словами и интонациями? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за нами-взрослыми каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у нас-взрослых определенному поведению.

Традиционные народные хороводные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Дети осознают, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, мы играем в хороводную игру «Каравай», поздравляя именинника. Ребятки очень любят играть в этот хоровод, настроение у всех моментально поднимается. В этой игре можно выбирать друга, тогда мы обращаем внимание на дружеские отношения между ребятами, доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребятки нашей группы очень любят играть в сюжетно-ролевые игры. Играем в «Парикмахерскую», «Больницу», «Семью», «Магазин». В ходе таких игр дети учатся брать на себя роль и выполнять игровые действия, связанные с ними. Например, ребенок взял на себя роль врача, и я на правах участника игры обговариваю с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке; даю примеры вежливых речевых конструкций общения врача с пациентами или общения продавца с покупателями.

Дидактические настольные игры  помогают при освоении правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, встречи гостей; выбери карточки с посудой и столовыми приборами; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке и т. п. Эти игры можно сделать самим, в домашних условиях и играть всей семьей.

Роль нас, воспитателей в самой игре может быть различна. В одном случае нужно подсказать ее сюжет, в другом – необходимо играть в ней ведущую роль, в третьем – выложить необходимый для игры материал, в четвертом –мы наблюдаем за детьми, как они общаются и ведут себя в играх и делаем педагогические заметки. И мы знаем, что нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять детей  для обучения правильному поведению в игре, правильному положительному, доброжелательному общению со сверстниками.

В завершение презентации благодарю родителей за внимание.

Рефлексия

Рефлексивный круг.

Используется игра с мячом, которая проводилась в начале собрания.

(Участники обмениваются мнениями по поводу проведенного собрания, высказывают пожелания на будущее, ставят и обсуждают задачи, которые необходимы в воспитании культуры поведения у детей)

Воспитатель говорит о том, что сегодня все прекрасно работали, определили задачи на ближайшее будущее, которые предстоит решать, попытались взвесить свои потенциальные возможности для их решения, были активными.

Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. Хочется всем пожелать  успехов в воспитании детей. Спасибо за внимание.

Благодарю родителей за посещение собрания, участие в обсуждении темы.

Литература

1. «Азбука нравственного воспитания». / пособие для учителя /

Под редакцией Каирова И. А. 3 издание. Москва: «Просвещение», 1979 год.

2. Аркше Е. А. «Ребенок в дошкольные годы». Москва: «Просвещение», 1968 год.

3. Богданова О. С., Калинина О. Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». Москва: «Просвещение», 1982 год

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». Москва: «Просвещение», 1985 год.

5. Дейл Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Москва: «Знание», 1991 год.

6. Крупская Н. К. «О дошкольном воспитании». Москва: «Просвещение», 1973 год.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Родительское собрание в младшей группе "Формирование культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста"

Формирование педагогической компетентности родителей по воспитанию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в средней группе «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками вежливого общения и культурой речи детьми. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активизация и ...

Консультация для родителей младшей группы «Воспитание культуры поведения у дошкольников младшего возраста»

Хочу разместить консультацию для родителей по теме "Воспитание культуры поведения у дошкольников млажшего возраста". Культура поведения - это многогранное понятие, раскрывающее сущность...