Методы и приемы обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте.
консультация на тему

Пахомова Любовь Алексеевна

Связная монологическая речь формируется в недрах  диалога, как основной формы речевого общения. Можно сказать, что диалог  – первая  ступень развития связной монологической речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте.

   Связная монологическая речь формируется в недрах  диалога, как основной формы речевого общения. Можно сказать, что диалог  – первая  ступень развития связной монологической речи.  Вот почему подготовительная работа по обучению рассказыванию во второй младшей группе основывается на развитии у детей навыков разговорной речи. Приемы этой работы, которая осуществляется в быту и на занятиях, следующие:

  1. Детей учат понимать разнообразные вопросы взрослых, отвечать на них; задавать вопросы друг другу и отвечать на них.
  2. Общаясь с детьми, воспитатель учит их слушать и активно включаться в разговор. При этом он организует ситуации, в которых ребенку предоставляется возможность что-то объяснить сверстнику (содержание иллюстраций, правило игры и т. д.) В таких случаях малыш, как правило бывает вынужден использовать в речи развернутые высказывания, и нередко объяснение приобретает форму короткого рассказа.
  3.  Участие детей в драматизации.
  4. У детей 3-4 лет наблюдаются попытки составить маленькие рассказы об игрушке, предмете. Воспитатель должен всячески поощрять такие попытки. Для того чтобы ребенок связно рассказывал о чем-либо, нужно помочь ему увидеть объект и его основные свойства, качества, подобрать соответствующие слова для выражения мысли, найти языковые средства для связи одной мысли с другой.

Для подготовки детей к обучению рассказыванию во второй младшей группе целесообразно использовать два вида методов работы:

  1. Целенаправленное рассматривание:  предметное (игрушки), сюжетной картины. Обобщение воспитателем результата наблюдения (рассматривания) в небольшом рассказе.
  2. Повторение рассказа при активном участие детей, которые договаривают отдельные слова, фразы, а иногда и повторяют рассказ целиком (чаще об игрушках).
  3. Пересказывание  литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение и, наконец, самостоятельно.

   Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это?», «Какая это игрушка».

  Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке «Угадай игрушку», «Скажи какой», «Про  кого я говорю?», «Сравни кукол».

   При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий), на назначение хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке. Сначала взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. При описании предмета он сначала называет (это… зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства....

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возрастаРазвитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с ранн...

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом...

Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связной речью существенно влияет на интелллектуальное развитие воспитанников: они все совершеннее пользуются речью...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особе...