ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК на основе тематического комплекса « Книжкина неделя».
проект (старшая группа) на тему

Тема нашего педагогического опыта «Организация детских культурных практикна основе тематического комплекса «Книжкина неделя». Что такое «детские культурные практики»? Это одна из форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Она предполагает прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_opyta_raboty.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема нашего педагогического опыта «Организация детских культурных практикна основе тематического комплекса «Книжкина неделя».

Что такое «детские культурные практики»?  Это одна из форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Она предполагает прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

А известный нам метод проектов является разновидностью детских культурных практик. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и обязательное получение результата (продукта деятельности).

Хотя тема проектной деятельности не нова, тем не менее, она до сих пор остаётся актуальной, так как соответствует основным принципам и требованиям ФГОС дошкольного образования.

Для того чтобы это понять, давайте рассмотрим отличительные черты метода проектов, и как он соотносится с основными принципами и требованиями ФГОС.

Основные черты метода проектов

Требования и принципы ФГОС дошкольного образования

Проектная деятельность – это одна из форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, в которую вовлекаются дети, педагоги и родители.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является «содействие и сотрудничество детей и взрослых»

Основное предназначение проекта – это предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач, требующих интеграции из разных областей.

Ещё один принцип ФГОС – это поддержка  инициативы детей во всех видах деятельности

Основной целью  проектного метода является развитие творческой личности.

А одно из требований ФГОС к Программе дошкольного образования – это создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Ещё одним из требований ФГОС к Программе является реализация всех образовательных областей в различных видах деятельности (общении, игре, познавательско-исследовательской деятельности)

Обязательная составляющая проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, групповая работа и работа в паре.

Одна из пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» направлена на становление самостоятельности, на развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Метод проектов всегда предполагает взаимодействие с родителями по вопросам образования, выявление потребностей семей, поддержку образовательных инициатив семьи.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является организация сотрудничества с семьёй

Из приведённых в таблице данных следует, что выбранная нами тема хорошо проецируется на стандарт дошкольного образования и является актуальной на сегодняшний день.

Хотя метод проектов является современной темой, на самом деле он имеет давнюю историю.

Метод проектов был разработан в начале ХХ века американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952). По мнению Дьюи, обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

В России идеи проектного метода обучения появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Шацкий провозгласил его средством преобразования школы учёбы в школу жизни. К сожалению, этот метод  был неудачно реализован, подвергся критике и постановлением ЦК ВКП (б) был исключён из практики образовательной деятельности в 1931 году.

Вновь интерес к этому методу в нашей стране возник в конце ХХ столетия, когда началось активное реформирование образования.

По данному направлению работают такие современные исследователи, как В.Г. Берханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. Под воспитанием они понимают совместную деятельность взрослых и детей, а также групповое творчество. В этой же области работала кандидат биологических наук Н.А. Рыжова. Она  выделила типы проектов.

Л.С. Киселёва, Т.А. Данилова, Т.С. Ладога и др. разработали теоретические и практические материалы по использованию проектного метода. А в 2014 году  Николай и Александр Веракса разработали проектную деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС.

3

Одной из тем, над которой  много лет работает наше дошкольное учреждение, является тема «Организация проектной деятельности старших

дошкольников». Согласно комплексно-тематическому планированию у нас ежегодно в старших и подготовительных группах в конце марта реализуется проект «Здравствуй, театр!» Используя наработанную теоретическую базу, опираясь на требования ФГОС дошкольного образования, в прошлом учебном году мы попытались реализовать этот проект в старшей группепо-новому. Нашей главной задачей в работе было сделать субъектом всей деятельности не педагога, а детей.

Для этого мы подошли к осуществлению проекта «Здравствуй, театр!» через цепочку детских культурных практик.

24 марта в нашей стране отмечается День книги. Поэтому согласно комплексно-тематическому планированию мы взяли тему «Книжкина неделя», посвящённую Дню рождения книги.

  • Целью данной недели было :

Воспитание и формирование детского интеллектуального развития и инициативы в процессе общения с книгой.

Задачи:

  • воспитание желания и потребности читать книги;
  • умение передавать своё отношение к событиям и героям художественной литературы;
  • средствами символизации воспитывать бережное отношение к книге.

Чтобы заинтересовать детей, мы провели ситуационную беседу «Что такое День рождения?» В ходе беседы мы поговорили с детьми о том, что такое День рождения, что это за праздник, у кого он бывает, и выяснили, что День рождения – это рождение кого-то или чего-то. Затем мы спросили у детей: «Как вы считаете, а у книги может быть день рождения?» Оказывается, да.

Чтобы узнать, что дети знают о книге, мы применили методику трёх вопросов:

  • Что мы знаем о книге?  
  • Что мы хотим узнать?
  • Кто нам может помочь больше узнать о книге?

Дети отвечали на вопросы, обсуждали их с педагогом. Все высказывания детей записывались и были помещены на доску – Доску общения. Эта доска была оборудована  в раздевалке. Через неё и через индивидуальные беседы осуществлялось взаимодействие с родителями. В результате с помощью родителей, дети познакомились с историей книги, узнали, какими были первые книги. Дети приносили из дома картинки, познавательный материал, загадки, стихи, раскраски.

  1. Так у нас появился Центр открытий (1 детская культурная практика). Он был оборудован в форме Доски открытий.
  2. Дети заинтересовались и стали приносить разные виды книг.

У нас появился «Книжкин дом», была организована выставка «Такие разные книги». Дети принесли самые разные виды книг (книги-перевёртыши, книжки-малышки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски).

Так появилась 2 детская культурная практика.

4

  1. В процессе рассматривания книг, выяснилось, что если книги читает много читателей или читают неаккуратно, например, малыши,  книжки могут порваться. Проблема – как в этом случае помочь книге? Во время разговора, совместно с детьми решили организовать «Книжкину больницу», и отремонтировать наши «заболевшие книжки».

Так появилась новая культурная практика и одновременно волонтёрское движение – «Книжкина больница».

Дети не только отремонтировали книжки своей группы, но и взяли у малышей книги, полечили их (отремонтировали) и в ходе этого волонтёрского движения познакомили малышей с правилами пользования книгами.

Дети вместе с воспитателями разработали правила обращения с книгами, зарисовали их в виде пиктограмм и подарили эти пиктограммы малышам.

В эту «Книжкину неделю» дети посетили библиотеку, где поучаствовали в беседе «Откуда книга к нам пришла»

  1. Детей очень заинтересовало, кто пишет книги, кто их иллюстрирует.

У них возникло желание написать свою книгу и проиллюстрировать её. Так возникла новая культурная практика «Юные писатели».

Через доску общения родителям предложили помочь детям осуществить их желание. Так было организовано сотрудничество и сотворчество детей и родителей.

Дети сами придумывали свои сказки, истории, сами их оформляли.

В результате в группу было принесено много самодельных книг с разными интересными историями. Дети очень часто просматривали свои книги, рассказывали, читали  их друг другу. Особенно им понравились две сказки:

  • «Про волка и козлят» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»
  • Авторская сказка «Ёжик Ё»

 Дети  пытались сюжеты этих сказок использовать в своих играх.

Так возникла идея поставить спектакль по сказкам. Как мы видим «Книжкина неделя» у нас плавно перешла в неделю «Здравствуй, театр!»

Цаль: Создание условий для проявления творческих способностей детей  в музыкально – театральной деятельности.

  • Задачи: Создать условия для эмоционально положительного сотрудничества детского сада и семьи.
  • Совершенствовать умение выступать на сцене, чувствовать себя уверенно
  • Развивать монологическую и диалогическую речь, выразительность речи
  • Приобщить детей к совместному труду, поддерживать желание выполнять работу своими руками. Радоваться результатами совместного труда
  • Развивать коммуникативные навыки

  1. Но кто поможет нам объединить эти две сказки и поставить спектакль?  Кто поможет написать сценарий?

Тогда мы решили обратиться за помощью к нашему музыкальному руководителю, Плотниковой Людмиле Александровне.  Началась новая культурная практика «Сочиняем сказку вместе».

Когда мы сочиняли сказку вместе с детьми, то использовала наводящие вопросы. (Например, дети начали сказку : «Жила-была коза со своими козлятами…»Наводящими вопросами мы помогали детям придумать продолжение: «А как вы думаете, могли ли жить неподалёку от козлят их друзья? А кто?» или «Кто мог помочь козлятам одолеть страшного волка?»  , и дети отвечали: « Ёжик, потому что у него есть иголки», или

«А хотели бы вы, чтобы у сказки был весёлый добрый конец, чтобы было всем хорошо: и козе с козлятами, и ёжику, и волку?») Чтобы было детям интересней и легче запомнить, мы помогали им вставлять стихотворные двустишия или четверостишия.

Далеебыла беседа: сказку мы с вами сочинили, но чтобы она стала ещё интересней, нужна музыка. Мы предложили детям вспомним все песни, игры и танцы, которые мы знаем и подумать, что и где мы могли бы использовать. (Конечно же,  использовали знакомый  детям музыкальный материал) Таким образом, дети сами подобрали

музыкальный материал. Так родилась наша сказка «Про волка, ёжика, петушка, козу и козлят».

Но чтобы поставить спектакль, нужен не только сценарий и музыка. Нужны актёры, нужны художники-декораторы, нужны те, кто изготовит билеты(билетёры), нужны костюмеры, - словом, все те, кто работает в театре.

Мы предложили детям продумать, как мы будем готовиться к спектаклю, кто какую роль на себя возьмёт. Чтобы предоставить детям право выбора, мы использовали Доску выбора. Это магнитная доска, которую мы разделили на зоны. Каждую зону подписали («Актёры», «Декораторы», «Билетёры», «Администраторы») и предложили детям разместить свои фотографии-магниты в той зоне, которая им нравится. (Фотографии-магниты изготовили родители, и сейчас дети ими пользуются, когда работают с Доской выбора).  Началась работа над спектаклем. Музыкальный руководитель помогала  детям в постановке сказки, а мы создавали детям условия для работы в  мастерской.

  1. В ходе подготовки спектакля у нас появился центр «Мастерилки».

Дети сами и с помощью родителей изготовили афишу, билеты, декорации, костюмы (жилеты козлятам, фартук для Козы костюм Ёжика), раздавали билеты и приглашали на свой спектакль зрителей.

Затем состоялась презентация спектакля. Мы показали спектаклям малышам (тем, что дарили правила-пиктограммы и отремонтированные книги), затем гостям – слушателям курсов повышения квалификации и родителям на Дне открытых дверей.

Любая детская культурная практикапредполагает обязательное участие родителей в реализации образовательной программы, сотрудничество детей, педагогов и родителей. Поэтому по любой теме мы организовывали взаимодействие с родителями, которые были основными нашими помощниками. В этом нам очень помогла  Доска общения. Она расположена в раздевалке.

  • С помощью Доски общения мы знакомили родителей с темами недели (Их было две:«Книжкина неделя» и «Здравствуй, театр!»)
  • Вывешивали информацию о том, что дети знают о книге, о театре, что хотят ещё узнать.
  • Познакомили родителей с планом подготовки спектакля, с выбором детьми видов деятельности.

   Итог:

  1. Наши культурные практики продолжили развивать в детях творчество, инициативу и самостоятельность.
  2. Дети практически овладевали нормами поведения.
  3. Закрепились навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с замыслом, не мешая друг другу.
  4. Произошло обогащение знаний детей.
  5. Обогатились музыкальные впечатления детей.
  6. Совершенствовались певческие навыки, техника музыкально-ритмических движений.
  7. Был налажен тесный контакт с родителями. Родители были вовлечены в образовательный процесс, смогли проявить своё творчество и инициативу
  8. В ходе сотрудничества детей, педагогов и родителей поддерживалась эмоционально-благополучная атмосфера.
  9. Дети поставили замечательный спектакль по своим сказкам.

Исходя из сделанных выводов,  мы решили продолжить работу в данном направлении .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ

Данный материал содержит комплекс действий воспитателей подготовительной к школе группы по организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми и их родителями в течение тематической недели....

тематический план "Книжкина неделя "

тематический план "Книжкина неделя" старшая группа...

Консультация для воспитателей «Организация детского творчества как основа развития поисковой деятельности в летний оздоровительный период»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше...

Календарно-тематическое планирование "Книжкина неделя"

Календарно-тематическое планирование "Книжкина неделя"...