"Весенние цветы": конструкт организации образовательной деятельности - знакомство с природным миром, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие с детьми 7-го года жизни
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конструкт итогового занятия с детьми 7-го года жизни по областям: речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие на тему "Весенние цветы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Весенние цветы»

Конструкт организации образовательной деятельности – знакомство с природным миром, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие              с детьми 7-го года жизни

Цель: систематизация и расширение знаний детей о цветущих весенних растениях, развитие связной речи и ручной умелости.

Задачи:  

                                                                                                                                      Образовательные:

  • Обобщить знание детьми разных видов растений (деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, овощи, фрукты), дать понятие о грибах, не являющихся растениями;
  • Закрепить знания детей о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха, ветреница, медуница, одуванчик) и о садовых растениях, цветущих весной (нарцисс, тюльпан,  примула, мускарь, геоцинт, крокус);
  • Дать детям новые знания о происхождении названий диких цветущих растений;
  • Закрепить умение связно пересказывать рассказ М. Пришвина «Золотой луг», выразительно передавая красоту природы и соблюдая композицию рассказа;
  • Закрепить умение аппликативным способом изображать растение мать-и-мачеху, добиваясь сходства с оригиналом;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к миру природы, к происхождению названий растений;
  • Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее красоту;
  • Воспитывать умение слушать пересказ других и адекватно его оценивать;
  • Воспитывать терпение, потребность выполнить работу аккуратно и правильно, добиваясь наилучшего результата;

Развивающие:

  • Продолжать развивать пространственные представления через выполнение заданий с программируемым роботом «Умная пчела»;
  • Продолжать развивать умение отгадывать загадки;
  • Развивать связную речь посредством пересказа литературного произведения;
  • Развивать умение слушать и понимать инструкцию порядка работы;
  • Развивать способность доводить начатое дело до конца, стремиться к успеху в творческой деятельности;
  • Развивать мышление, внимание, память, восприятие, любознательность.

Предварительная работа:                                                                                                                 Знакомство с растениями, их видами и группами; рассматривание картинок с изображениями разных растений; наблюдения за растениями в природе; чтение художественной литературы о растениях; дидактические, словесные, настольные, хороводные, подвижные игры, связанные с растениями; чтение художественных произведений о растениях; передача образов растений в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); конструирование растений из природного материала и бумаги; пересказ художественных произведений с помощью картинок, схем, таблиц, мнемотехники; игры с программируемым роботом «Умная пчела».

Материалы и оборудование:

Интерактивный модуль (интерактивный пол); робот «Умная пчела»; игровое поле; наклейки цветов; магнитофон; музыка леса; музыка сада; картина с изображением леса; подборка слайдов с изображением диких первоцветов и садовых, цветущих весной, растений; мольберт; портрет писателя М. Пришвина; текст рассказа М. Пришвина «Золотой луг»; образец цветка для аппликации; альбомные листы бумаги, детали для изготовления цветка на подносиках, салфетки, кисточки на каждого ребенка, клей; веревка с прищепками.

Планируемый результат:

  • Готовность проявить свои знания и опыт;
  • Проявление интереса к получению новых знаний;
  • Владение умением пересказывать литературный текст;
  • Способность слушать рассказчика и адекватно оценивать его пересказ;
  • Проявление умения слушать и понимать инструкцию предстоящей работы;
  • Владение умением аппликативным способом изображать растение;
  • Проявление терпения и аккуратности при выполнении работы;
  • Владение умением рефлексировать;
  • Проявление открытости – ориентации на дальнейшую самостоятельную деятельность.  

                                                                                                                                                                                   В ходе организации совместной образовательной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, игровой.

Ход организованной образовательной деятельности:

Последователь-

ность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный момент

Включение детей в деятельность

Мотивация на совместную деятельность

Игровая пауза

Опора на опыт детей

Актуализация знаний детей

Проблемная ситуация

Новое знание

Опора на опыт детей

Актуализация знаний детей

Опора на опыт

Новое знание

Опора на опыт детей

Новое знание

Опора на опыт детей

Новое знание

Опора на опыт детей

Новое знание

Опора на опыт детей

Смена деятельности

Дыхательная гимнастика

Игровая пауза

Опора на опыт детей

Актуализация знаний детей

Акцент на эстетику

Смена деятельности

Постановка игровой задачи

Игра с роботом

Оценка деятельности детей

Смена деятельности

Постановка игровой задачи

Подвижная игра

Оценка деятельности детей

Смена места, акцент на посадку

- Ребята, какое сейчас время года? Да, весна, а месяц какой наступил? Май – третий месяц весны, а как называют этот период весны? Верно, цветущая весна! Представляете, как наверное здорово сейчас на природе, где-нибудь в лесу или на лужке! Вот бы сейчас оказаться там! Ребята, а хотите  сегодня попасть на лесную полянку, или на зеленый лужок,  или в уютный садик? А давайте тогда закроем глаза и представим, как мы оказались в лесу.

Звучит музыка леса.

- Открывайте глаза. Вот мы с вами как будто в лесу. А скажите, ребята, что такое лес? Конечно, это много разных деревьев, кустарников, трав, цветов, грибов и ягод, ну и конечно же разные животные. А что такое деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды? Да, это все разные группы растений. А какие группы растений мы забыли назвать? Да, есть еще овощи и фрукты, злаки. А вот грибы – они растения или нет? Верно, вроде бы растут, значит, растения? Пока ученые не изучили грибы, они так и считали. Но потом выяснилось, что грибы, хотя имеют что-то общее и с растениями и с животными, но они стоят отдельной группой и называется она – царство грибов. Но сегодня мы поговорим о растениях, которые раньше всех просыпаются весной и радуют нас, кто же это? Да, это первоцветы – первые появившиеся после зимы растения. Какие первоцветы вы знаете? Это мать-и-мачеха, подснежники, медуница, одуванчики (показ слайдов). Ребята, а почему подснежники так называют? Да, они появляются, как только сойдет снег, или прямо из-под снега, поэтому и подснежники. У нас на Урале подснежниками называют вот это растение (слайд), но правильно его зовут ветреница. Как вы думаете, почему его так называют? Да, ветреница растение нежное, от каждого дуновения ветерка трепещут его белые лепесточки и по-латыни оно называется анемона, это название происходит от слова «ветер».  А вот медуница (слайд) как получила свое название? Верно, в ней много нектара из которого пчелы сделают мед. Вот какая красивая медуница, цветочки у нее сначала все красные бывают, а затем меняют свой цвет на синий и фиолетовый. Почему же мать-и-мачеху (слайд) так называют? Сначала у нее вырастают цветы, как солнышки, а позже листья. Листья у нее крупные и необычные: сверху они зеленые и гладкие, холодные – «мачеха», а нижняя сторона у них беловатая, покрытая мягкими волосками и от этого теплая – «мать». А вот одуванчик (слайд) как получил такое имя? Верно, одуванчик, когда созревает, становится белым и при дуновении на него разлетаются семена - парашютики. Название «одуванчик» произошло от слова «дуть».

Проводится дыхательное упражнение «Одуванчик».

- Дует-дует мальчик, на белый одуванчик                                                         (вдох через нос и долгий выдох),                                                           - Дует все сильнее и будет здоровее           (имитация сдувания семян с одуванчика).

- А сейчас закроем глаза и попадем в весенний сад (музыка сада).                                                       И в саду весной появляются первые цветы. Какие же это цветы? Да, весной в садах и парках, на клумбах и в цветниках распускаются (кто?) нарциссы и тюльпаны, геоцинты и крокусы, примулы и мускари (показ слайдов). Посмотрите, как они красивы, как радуют и людей и насекомых эти растения! Они первые дарят нам свою красоту и аромат! А каких насекомых радуют весенние цветы? Конечно пчел. Вот наши трудолюбивые  пчелки собрались лететь за нектаром, но им надо помочь найти садовые цветы, которые расцветают весной. Значит нужно запрограммировать путь пчелы  до весеннего цветка и назад до своего улья.                                                            Игра « Трудолюбивые пчелки».                               Молодцы, ребятки, помогли пчелам собрать нектар с весенних цветов!                                                  А теперь давайте поиграем в игру «Каждый цветок в свой кружок». Вы будете подснежники, вы – одуванчики, вы мать-и-мачехи, а вы – медуницы. Пока будет звучать музыка, вы будете красиво двигаться, как только музыка прервется, каждый цветок должен быстро встать в свой кружок. Кто же быстрее соберется?                                                    Игра «Каждый цветок – в свой кружок».

- Молодцы, ребята - цветочки, быстро находили свои места!  

                                                                                А теперь присядем за столы. Проверьте положение рук, ног, спины.

Дети слушают, отвечают на вопросы

Дети заинтересовываются предстоящей деятельностью

Дети проявляют желание попасть на природу

Дети закрывают глаза, фантазируют

Дети отвечают на вопрос

Дети демонстрируют свои знания

Дети высказывают предположения

Дети слушают, запоминают

Дети отвечают на вопросы

Дети демонстрируют свои знания

Дети отвечают на вопрос

Дети слушают, запоминают

Дети отвечают на вопрос

Дети слушают, запоминают

Дети отвечают на вопрос

Дети слушают, запоминают

Дети отвечают на вопрос

Дети слушают, запоминают

Дети отвечают на вопрос

Дети переключаются

Дети выполняют упражнение

Дети закрывают глаза, фантазируют

Дети отвечают на вопрос

Дети называют цветы

Дети любуются цветами

Дети переключаются, отвечая на вопрос

Дети принимают игровую задачу

Дети играют и выполняют задание

Дети радуются похвале

Дети переключаются

Дети принимают игровую задачу

Дети играют

Дети радуются похвале

Дети садятся за столы, поправляют посадку

Активизация внимания детей

Заинтересованность детей

Желание и готовность детей на совместную деятельность

Поддержание интереса к деятельности

Закрепление знаний о лесе

Закрепление знаний о группах растений

Активизация мышления

Систематизация знаний

Активизация памяти

Активизация памяти, закрепление названий первоцветов

Активизация мышления

Активизация восприятия

Активизация мышления

Активизация восприятия

Активизация мышления

Активизация восприятия

Активизация мышления

Активизация восприятия

Активизация мышления и памяти

Переключение на другую деятельность Развитие артикуляционного аппарата

Поддержание интереса к деятельности

Активизация памяти

Закрепление названий садовых цветов, цветущих весной

Развитие эстетического восприятия

Переключение на другую деятельность

Закрепление умения слушать, слышать и принимать задачу

Развитие пространственных отношений

Эмоциональная разрядка

Переключение на другую деятельность

Закрепление умения слушать, слышать и принимать задачу

Физическая разрядка

Эмоциональная разрядка

Поддержание правильного положения рук, ног, спины

Мотивация на дальнейшую деятельность

Художественное слово – загадки

Опора на опыт детей

Актуализация знаний детей

Акцент на эстетику

Опора на опыт детей

Новое знание

Двигательная пауза

Мотивация на дальнейшую деятельность

Художественное слово – рассказ

Анализ рассказа

Дыхательная гимнастика

Постановка задачи

Повторное чтение

Постановка задачи

Пересказ рассказа

Оценка рассказов

Оценка деятельности детей

Смена деятельности

Двигательная пауза

- Ребята, сегодня я познакомлю вас с рассказом, который написал русский писатель Михаил Пришвин. Но название его произведения вы должны угадать. Слушайте загадку:

Золотой цветочек у дорожки,                             Как воздушный шар на ножке.                             Верно, это одуванчик. Отгадайте еще загадку:

Травою поле зарастает,                                    Траву домашний скот съедает.                             Все лето скот на нем пасется,                             Скажи, как поле то зовется?                                 Конечно это луг. Ребята, произведение с которым вы сегодня познакомитесь, называется «Золотой луг».                                          Вы догадались, почему оно так называется?                                                    Да, золотой луг, значит весь желтый от распустившихся цветов одуванчиков. Посмотрите, как это красиво (слайд)! Ребята, мы собрались познакомиться с произведением Михаила Пришвина «Золотой луг», но в нем встретятся незнакомые вам слова: промысел, фукать, идти в пяту. Может быть, кто-то из вас знает, что они обозначают? Давайте разберемся: промысел – добывание чего-нибудь, что же можно добыть в лесу? Фукать – значит дуть, давайте попробуем с вами фукнуть.                                      А идти в пяту – значит идти друг за другом по пятам, след в след. Давайте попробуем идти в пяту.

Физкультминутка

Когда шагают кругом                                      Ребята друг за другом,                                                      То первый – впереди,                                                     Последний – позади!                                                 - А теперь садитесь поудобнее и внимательно слушайте произведение.                           Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».                                                                    Вопросы по содержанию прочитанного произведения:                                                          - что я вам прочитала?

- почему вы думаете, что это рассказ?

- где жили братья?

- какая забава с одуванчиками была у братьев?

- каким луг был рано утром?

- каким луг был в полдень?

- каким луг был вечером?

- почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

В яркий солнечный денек                                                 Золотой расцвел цветок.                                                Дует легкий ветерок -                                                       Закачался наш цветок.                                               Сильный ветер дует -                                               Лепестки волнует.

- Ребята, сейчас я еще раз прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте, запоминайте, а потом будете его пересказывать.

Читает рассказ еще раз.

- Ребята, сейчас вы будете пересказывать рассказ «Золотой луг» по цепочке. Кто-то начнет пересказывать, я могу в любой момент назначить другого продолжить пересказ. Итак, кто начнет пересказывать?                         Дети начинают пересказ.  Остальные дети вместе с педагогом оценивают их пересказ.                                                 – Молодцы, ребята, замечательно пересказали рассказ! А теперь слушайте стихотворение и выполняйте движения.                                                      Игра «Одуванчики»                                               Одуванчик, одуванчик!                                                Стебель тоненький, как пальчик.                            Если ветер быстрый-быстрый                                 На поляну налетит,                                                                    Все вокруг зашелестит.                                     Одуванчика тычинки                                                      Разлетятся хороводом                                                        И сольются с небосводом!                                  

Дети слушают

Дети отгадывают загадку

Дети отгадывают загадку

Дети отвечают на вопрос

Дети любуются красотой луга

Дети отвечают на вопросы

Дети слушают

Дети двигаются

Дети садятся, принимают поставленную задачу

Дети слушают

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют упражнение

Дети принимают поставленную задачу

Дети слушают

Дети принимают поставленную задачу

Дети пересказывают

Дети оценивают пересказ

Дети радуются оценке

Дети переключаются

Дети двигаются

Поддержание интереса к дальнейшей деятельности

Активизация мышления, памяти

Активизация памяти и мышления

Активизация речи, мышления

Активизация эстетических чувств

Активизация мышления, памяти

Активизация восприятия

Физическая разрядка

Закрепление умения принимать задачу

Развитие восприятия, памяти, мышления

Активизация речи, памяти, мышления

Развитие артикуляционного аппарата

Закрепление умения принимать поставленную задачу

Активизация восприятия, памяти

Закрепление умения принимать задачу

Активизация речи, памяти, внимания

Развитие умения оценивать рассказ

Эмоциональная разрядка

Переключение на другую деятельность

Физическая разрядка

Смена деятельности

Опора на опыт детей

Актуализация знаний детей

Анализ изготовления работы

Активизация мышления

Постановка задачи

Акцент на безопасность

Изготовление работы

Индивидуальная работа

Оценка деятельности детей

- А теперь, ребята, давайте сядем за столы. Посмотрите, какой замечательный цветок сделан из бумаги. Какой это цветок? Да, это цветок мать-и-мачехи. Здесь у него цветок только раскрывается. Как же делали этот цветок? Да, стебель делали из треугольников. Сначала их получили из прямоугольников, сложенных пополам и разрезанных на квадраты по линии сгиба. Затем эти квадраты разрезали по диагонали. От одного противоположного уголка до другого, получая треугольники. Из треугольников наклеили стебель, потому что у настоящих цветов мать-и-мачехи стебельки чашуйчатые, а не гладкие, как у одуванчика.

Треугольники располагали прямым углом вниз, клея их друг над другом. Сам цветок получили из квадрата, у которого срезали уголки, получая круг. Круг свернули пополам и еще раз пополам и нарезали узкими полосочками закругленный край. Можно сложить круг один раз пополам и нарезать так же, тогда цветок будет более раскрытым, распустившимся. Его приклеили сверху, намазав только часть детали, чтобы лепесточки были пушистыми. Ну что, можно приступать к работе. Начинайте работу со стебелька цветка. Будьте осторожны, работая с ножницами, соблюдайте правила безопасности.                                                            Выполнение аппликации детьми.                           Педагог ходит между столами, смотрит, подсказывает, помогает тем детям, кто испытывает трудности в работе, подписывает готовые  работы, вывешивает их на веревку.                                                       - Заканчиваем работу. Посмотрите, какие красивые получились цветочки! Молодцы, ребята!              

Дети садятся за столы, рассматривают образец, отвечают на вопрос

Дети высказывают предположения

Дети слушают порядок изготовления работы, запоминают его

Дети осмысливают порядок работы

Дети принимают задачу

Дети обращают внимание на безопасность

Дети выполняют аппликацию

Дети получают помощь

Дети радуются оценке и полученному результату

Переключение на другую деятельность

Активизация восприятия

Активизация речи, мышления

Активизация восприятия, внимания, памяти, мышления

Активизация абстрактного восприятия, мышления

Умение принимать задачу

Проявление осторожности

Активизация ручной умелости, мышления

Проявление желания добиться результата

 

Эмоциональная разрядка, удовлетворение от выполненной работы

Рефлексия

Ориентация на самостоятельную деятельность

Завершение деятельности

- Ребята, понравилось ли вам то, чем мы сегодня занимались? А что именно понравилось? (спрашивает несколько детей). Замечательно! Вот дома расскажите своим родителям, что и как мы делали, что нового вы узнали, расскажите им рассказ «Золотой луг», научите делать аппликацию цветка. Ну а теперь переместим наши работы на выставку.

Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

Дети принимают предложение педагога

Дети переносят работы

Эмоциональная разрядка, развитие умения делиться впечатлениями

Проявление желания доносить свои знания в новых условиях

Организованное завершение деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области социально – коммуникативное развитие, художественно = эстетическое развитие. во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в сказку».

Здравствуйте, мои родные, ребятишки озорные..  Я  вас  приглашаю  сегодня  попутешествовать и отправится в удивительную волшебную  сказку «Сказку добра»...

Образовательная деятельность в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию «Поможем книгам»

Задачи:Побуждать детей к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (обобщение способа ручного труда, чтения «схем»).Развивать умение выбрать...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Тема «Лес – крас

Цель: формирование ответственного отношения к природе: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года. Задачи:Образовательные: расширить представление дете...

"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е

Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...