Инновационный педагогический опыт
проект (младшая группа) на тему

Архипова Оксана Владимировна

Актуальность и перспективность опыта

Познание детьми народной культуры,  национального творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В настоящее время актуальной проблемой остается воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми раннего дошкольного возраста народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovats.opyt_oksana.docx58.87 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

структурного подразделения «Детский сад № 3 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Архиповой Оксаны Владимировны

 по теме: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством фольклора»

Актуальность и перспективность опыта

Познание детьми народной культуры,  национального творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В настоящее время актуальной проблемой остается воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми раннего дошкольного возраста народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Новизной данного  педагогического опыта является  разработкацикла занятий с использованием фольклора для детей младшего  возраста. Считаю, что фольклорные произведения могут являться эффективным средством формирования знаний детей младшего дошкольного возраста о народной культуре при соблюдении следующих условий:

 - отражения в содержании фольклорных произведений элементов, доступных возрасту детей;

 - учета особенностей развития познавательной деятельности детей в данный возрастной период.

Целью моей работы является внедрение национально-регионального компонента с произведениями фольклора детей младшего дошкольного возраста.

Цель определила следующие задачи.

- Создать  условия в группе для приобщения детей к фольклору.

-воспитывать патриотизм любви к наследию своих предков.

-познакомить с произведениями народного фольклора  использованием наглядного материала.

-создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам народной культуры.

-формировать у детей любовь к красоте художественного слова.

-учить  уместно и правильно употреблять малые формы фольклора в повседневной жизни.

Условия формирования опыта

 В своей работе я использую программу О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого-своего народа, своейстраны, научиться уважать их, ценить  прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие. Постоянно выявляю, что не все дети далеки от народной культуры, знают потешки, песенки. В начале кружковой работы дети не знали потешки, не были знакомы с народными подвижными играми, русской народной игрушкой они были совсем не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами;

-неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

-народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдается компьютерным играм;

-изменение  современного социокультурного пространства;

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами  народной культурой. Так как народная культура, во всех ее проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Теоретическая база основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева.

О.Л.Князева., М.Д. Маханева. Приобщение детей к русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-СПБ.:Детство-Пресс,2004

Е.В.Королева. О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф»

Я.С.Чернова. Народная игрушка как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.

М.Ф.Литвинова. Подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Айрис- пресс,2003        

Технология опыта

Национальная культура-это неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоцийребенка, представлений о красоте, истине, добре и зле.

Увидев, что дети эмоционально, заинтересованно исполняют народные песни, заклички, потешки, прибаутки, с удовольствием разучивают и играют в народные игры.

В процессе работы, в зависимости от этапа ,использовались следующиеметоды.

              -наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод: игры – драматизации,  игры- инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий;

Формы работы с детьми:

 – фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

     Работа по данной теме проводилась поэтапно:

     1. Подготовительный этап. На этом этапе я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.

Также мною было проведено констатирующее исследование с родителями, целью которого было выявить особенности проявления национального интереса у детей.

Я получила следующие данные (рис. 1)

 

Рис. 1 Оценка проявления интереса к национальной культуре

Таким образом, анализ теоретического и экспериментального исследования показал, что исследование проблемы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством фольклора» является актуальным.

Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был оборудован  и оформлен уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности, в оснащении которого принимали участие родители. Материалы, находящиеся в «Уголке», распределены по разделам.

Также на этом этапе я создала картотеку потешек и сказок, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения, составила перспективный  план работы, разработала конспекты занятий. Одними  из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет  индивидуальных особенностей, создание проблемного поля,  активная деятельность детей и мотивации деятельности.

      2. Основной этап.  

На этом этапе  были проведены  работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы.  

Процесс приобщения детей к фольклору не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности дети и сами разыгрывают различные сказки и потешки подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутно же.

Так же, учила  детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий. Я стимулирую детей к самостоятельно делать выводы, составлять сказки, учить песни.

После каждой сценки я приучала детей к самостоятельности при  уборке атрибутов на место.

В процессе постановки я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации.

Для поддержания интереса у детей к  фольклору я рекомендую родителям создать дома уголки фольклора. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к  своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

      3. Заключительный этап.

На заключительно этапе мною было проведено контрольное исследование с родителями, целью которого было выявить динамику особенностей проявления национального интереса у детей.

Я получила следующие данные (рис. 2).

 

Рис. 2 Динамика проявления интереса к национальной культуре

 

Анализ рисунка 2 показал, что на контрольном этапе проявления интереса выявлено на 15 % выше; не выявлено на 25 % ниже; частично выявлен на 10 % выше.

Таки образом, в процессе  развивается речь детей и появляется интерес к  фольклору.  Дети стали активно участвовать в предложенных сценках, охотно самостоятельно действовать  с атрибутами и костюмами. Они проявляют желание петь песенки и потешки  дома:  различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Анализ результативности  опыта.

В результате практический проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений народной литературы, расширен словарный запас, способность к овладению родной речью. Заложен фундамент для дальнейшей работы по приобщениюдетей к истокам народной культуры.

Если знакомить детей, начиная с младшего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

В дальнейшей своей работе продолжу активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские, татарские,  мордовские народные игры, чтение и рассказывание сказок; буду приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках, а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры посредством фольклора.Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

Перспективное планирование (Приложение№1);

Досуг (Приложение№2);

Трудоемкость опыта

В настоящее  время это работа актуальна и особенно трудна, потому что выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков.

Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей  к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В своей работе я иногда сталкиваюсь с детской пассивностью,закомплексованностью,неумением детей раскрыть свои возможности. Я ввела поиск новых приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству.

Адресность опыта

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

  Приложение №1

Перспективное планирование

Сентябрь

Занятие№1:Вводное.

Цель:Показать детям театри атрибуты к нему.Дать поиграть с куклами .

Занятие№2:Путешествие  в сказку «Курочка Ряба».        

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим не только познавательную информацию, но и элементы частушечности, балагурства, органично вытекающего из  самого жанра сказки.

Занятие №3:Игра-потешка «Сорока- сорока».

Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. познакомить с элементами драматизации.

Занятие№4:Прослушивание и разучивание колыбельной песенки.

Цель: Помочь запомнить песенку, учить использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности.

Октябрь

Занятие №1: Игровая ситуация по мотивам потешки–«Из-за леса из-за гор».

Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.

Занятие №2: Потешка «Солнышко – ведрышко»        

Цель: Помочь детям содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Учить рассказывать вместе с воспитателем.

Занятие№3: Рассказывание детям сказки «Козлята и волк»        

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

Занятие№4: Игровая ситуация по мотивам потешки « Как у нашего кота».

Цель:  Помочь детям содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Учить рассказывать вместе с воспитателем.

Ноябрь

Занятие№1:Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».        

        Цель: Познакомить  детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.

Занятие №2: Игра-забава «Где наши ручки?»        

Цель: Продолжать знакомить с  играми.

Занятие №3: Путешествие в сказку «Репка».

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

Занятие№4: Дидактическая игра «Узнай  потешку».

Цель: Формировать представления о знакомой потешке. Активизировать словарь детей.

Декабрь

Занятие№1: Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса».

Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.

Занятие№2: Инсценировка песенки «Кто у нас хороший».        

Цель: Формировать интерес к ближайшему окружению – помочь лучше узнать его.

Занятие №3: Игра «Жмурки».

Цель: Прививать интерес к русским народным играм.

Занятие №4:Потешка–небыличка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!».

Цель: Познакомить с новым  фольклорным жанром – потешками – небыличками. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистические представления о домашних животных, их значение в жизни людей.

Январь

Занятие №1: Игра- инсценировка «Чики-чики-чикалочки»        .

Цель: Прививать интерес к русским народным играм.

Занятие №2: Хоровод игра «Пузырь».

Цель. Познакомить с хороводной игрой.

Занятие №3: Инсценировка- песенки «Скачет зайка маленький».

Цель: Узнавать русские народные  песенки . Помочь запомнить текст песни, выполнять движения в соответствии с ним.

Февраль

Занятие№1:Слушание народной песни «Как на тоненький ледок».        

Цель: Узнавать русские народные мелодии. Помочь запомнить текст песни, выполнять движения в соответствии с ним.

          Занятие№2: Хороводная игра «Каравай».

Цель: Продолжить знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

Занятие№3: Заучивание народной заклички «Дождик лей!».

Цель:        Помочь детям запомнить народную закличку «дождик лей! Развивать интерес к народному творчеству.

Занятие№4: Сказка в гости к нам пришла  «Заюшкина избушка».

Цель:        Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.

Март

Занятие№1:Знакомство с дразнилками -«Андрей ротозей»,«Мишка медведь».

Цель: Продолжать знакомить с русским народным фольклором. Вызвать интерес к книгам.

Занятие№2:«Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

Цель: Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к отгадыванию.

Занятие№3: Дидактическая игра «Расскажи сказку».

Цель: Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации небольшого отрывка из сказки.

Занятие№4:Игра-хоровод «Дуб-Дубок».

Цель: Познакомить с хороводной игрой, учить игру.

Апрель

Занятие№1:Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря».

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом. Учить детей воспринимать игровые движения согласно текста. Вызвать у детей радость от слушания потешки.

Занятие№2:Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

Цель: Учить детей воспринимать игровые движения согласна текста.

Занятие№3: Знакомство со считалками.  

Цель: Познакомить  детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.

Занятие№4: Народная игра « Волшебные сказки».         

Цель: Прививать интерес к татарским народным играм.

Май

Занятие№1: Разучивание  и прослушивание  народных песен.

Цель: Узнавать русские народные мелодии.

Занятие№2: Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»        .

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

3. Заключительное занятие.

4. Диагностика.

Приложение №2

 

Досуг для детей 3–4 лет «Путешествие по сказке»

Цель: формирование эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности детей через игру.

Задачи:

• учить играть детей в подвижные игры с правилами;

• развивать речь детей;

• закреплять знание основных цветов;

• закреплять умения прыгать на двух ногах, ходить приставным шагом, обходить препятствия змейкой, ходить по скамейке балансируя руками;

Место проведения: группа, спортивный зал.

Спортивный инвентарь: канат, конусы, спортивная скамейка

Игрушки: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Ход мероприятия:

Воспитатель усаживает детей на ковер, приносит настольный кукольный театр.

Сегодня я расскажу и покажу вам сказку «Колобок» (воспитатель начинает рассказывать сказку сопровождая рассказ показом, когда сюжет доходит до появления колобка, воспитатель не находит его).

Воспитатель: Колобок потерялся! Как закончить сказку? Что делать?

Дети: Надо его поискать.

Воспитатель: А где будем искать? (предложения детей).

Дети(ищут в группе, находят листик, вырезанный из цветной бумаги)

Воспитатель: Какого цвета листик?

Дети(называют цвет)

Воспитатель: Может здесь прячется Колобок?

Дети: (один из детей поднимает листик, находит игрушечного зайца).

Воспитатель: А давайте спросим у зайчика, не видел ли он, куда покатился Колобок?

Дети: Зайка скажи, пожалуйста, куда покатился Колобок?

Воспитатель(прижимает игрушку к своему уху) Зайка говорит, что он скажет, куда покатился Колобок, но сначала он хочет, чтобы вы с ним поиграли в его игру «зайчик».

Ход игры:

Дети изображают зайчиков, стоят кругом, один в центре, взрослый поет, дети двигаются соответствии со словами:

Вышли дети на лужок, заглянули под кусток, (прикладывают ладошку к глазам).

Увидали зайчика, поманили пальчиком (манят пальчиком одного из детей, он становится в середину круга).

Зайка – зайка попляши, твои лапки хороши.

Стал наш заинька плясать малых деток забавлять (хлопают в ладоши, находящийся в круге, показывает танцевальные движения).

Вместе-с зайчиком скорей, мы попляшем веселей (дети пляшут на месте).

После игры зайчик указывает направление (спортзал, предлагает прыгать на двух ногах, дети прыгают и находят еще листик у входа в спортзал.

Воспитатель: Какого цвета листик?

Дети(называют цвет листика).

Воспитатель: Наверное, здесь спрятался Колобок?

Дети(один из детей поднимает листик, находит игрушку волка).

Дети: Волчок, скажи, куда покатился Колобок?

Воспитатель(прикладывает игрушку к своему уху) Волчок говорит, что он укажет путь, но сначала вы должны с ним поиграть в игру «волчок».

Ход игры:

Зайцы скачут скок, скок на зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают осторожно, слушают.

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении, с окончанием текста воспитатель берет игрушку, догоняет детей, после игры волчок указывает направление, но предлагает идти по канату приставным шагом, дети движутся и находят еще один листик.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета этот листик?

Дети(дают ответ).

Воспитатель: Наверное, здесь Колобок?

Дети(поднимают листок, находят игрушку медведя) Медведюшка, скажи, куда покатился Колобок?

Воспитатель: Медведь говорит, что сначала он хочет поиграть с вами в игру «У медведя во бору»Медведь живет в лесу. А мы пойдем в лес за ягодами и грибами.

Ход игры:

Игрушка медведя кладется на стул.

Дети идут, имитируя сбор грибов и ягод, напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь постыл

На печи застыл!

По окончанию слов воспитатель берет игрушку медведя, догоняет детей, после игры медведь указывает направление, но предлагает обойти препятствия (конусы, двигаясь змейкой.

Дети(выполняют действия, находят еще один листик). Наверное, здесь спрятался колобок?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какого цвета этот листик?

Дети: (называют цвет листика, один из детей поднимает его и находит игрушку, лису) Лисичка, ты не видела, куда покатился колобок?

Воспитатель(берет игрушку, прикладывает к своему уху) Лисичка сначала хочет с вами поиграть в игру под названием «жмурки»

Ход игры:

Одному из играющих («жмурке») завязывают глаза, отводят на середину комнаты, поворачивают вокруг себя и спрашивают:

На чем стоишь?

На квашне!

Что пьешь?

Квас!

Лови мышей, а не нас!

После слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит, кого поймал тот становится«жмуркой».

Воспитатель: (после игры берет игрушку, лису, в руки и говорит, что лисичка благодарит их за игру, указывает в каком направлении надо идти и преодолеть препятствие, мостик).

Дети(переходят по скамейке, балансируя руками, находят еще один листик).

Воспитатель: Какого цвета этот листик?

Дети(отвечают на вопрос воспитателя). Наверное, под листиком колобок?

(Один из детей поднимает листик и находит колобка, звучит песенка из сказки «Колобок», дети несут колобка в группу).

Воспитатель: Вот какая сказка у нас получилась? Вам она понравилась?

Дети: Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...