Консультация для воспитателей Тема "Организация сюжетной игры с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Кальченко Галина Петровна

Многие воспитатели старших групп озабоченыобогащением тематического содержания игры.данный материал поможет на практике направить игру в нужное русло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetnoy_igry.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема «Этапы организации   сюжетной  игры с детьми старшего  дошкольного возраста»

Игра занимает важное место в жизни дошкольника

Перед воспитателями стоит вопрос,как обогатить  ее тематическое содержание

Ведь часто это сводится  к разучиванию готовых сюжетов,отражающих сферы жизни,с которыми воспитатель   знакомит   детей по программе. Но не всегда детям это нравится.

Что же может помочь в развитии детской игры?

В этом помогут   игры- фантазирование.

Их смысл заключается в построении новых звеньев событий, воображаемого мира.

Такие игры можно вспомнить в рассказах Носова.

Совместная игра-фантазирование  очень хорошо помогает развивать воображение, творчество, обогащает эмоционально жизнь детей.

Чтобы организовать такую игру, нужно  уметь комбинировать разнообразные события, в общий сюжет собрать   индивидуальные замыслы. Это могут дети   старшего дошкольного возраста, так как  у них большой  объем знаний об окружающем,  и они  много узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. У каждого ребенка появляется желание воплотить свой замысел в игру и желание играть вместе со сверстниками.

В младшем возрасте дети организовывали игру за счет предметно-игровой среды, и сюжет   в игре разворачивался   , как «воспоминание» о том или другом   событии.

А при усложнении и разнообразии детских замыслов это  требует больших усилий по их согласованию и возможно это  только для детей старшего возраста.

 В сюжетной  игре нельзя следовать четко по  плану. В этом ее и характерные особенности. В начале игры дети, определяют ее тему, а дальше события разворачиваются  по ходу игры. Общий сюжет складывается из предложений участников в ходе  самой игры.

Но часто игра  распадается из-за отсутствия согласия между сверстниками

Для того чтобы дети могли играть слаженно, необходим другой способ построения игры — совместное  сюжетосложением,где дети должны  уметь  выстраивать новые события, на разные темы, , уметь соединять  предложенные им самим и другими участниками события в общий  сюжет в процессе игры.

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?

 Очень  эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме  не похожая на игру детей в младшем возрасте .

Совместно со взрослым можно предложить игру-придумывание,которая протекает в чисто словесном плане и позволяет  взрослому, ненавязчиво и непринужденно предлагать и согласовать  разнообразные  сюжетные  события.

Но что и как придумывать ? В этом могут помочь уже хорошо знакомые  детям сюжеты волшебных сказок.Ведь  сказка по природе своей  родственна игре: сказка погружает в атмосферу условности , вымысла  и все они  имеют общую сюжетную схему, которая  примерно имеет такую последовательность событий:

  • желание иметь какой-то объект или его пропажа,и  герой отправляется или за ним.
  • герой встречается с обладателем волшебного средства а для его получения проходит испытание .
  • герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника ,при помощи которого достигается нужный  объект;
  • герой обнаруживает противника, в руках которого находится нужный  объект, и проходит испытание
  • герой побеждает противника и получает нужный  объект;
  • герой возвращается домой и получает награду.

Преобразовывать сказки очень  легко: сохраняя смысл событий, надо только

изменить  действия персонажей или изменять самих героев, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Например, сказка «Иван-царевич и Серый волк». Что здесь можно преобразовать? В  сказке Царь хочет ,чтобы ему принесли  Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Жар-птицу можно заменить  другим предметом,например, золотым петушком  и отправить за ним   какого-то  другого персонажа ,например,

придворного. Тот  может встретить вместо Серого волка другого хозяина волшебного средства (Бабу-ягу, инопланетянина, гномов и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет, сапоги-скороходы шапку-невидимку,волшебную палочку. Дальше   с помощью волшебного средства герой попадает в   страну ,где находится золотой петушок. Потом  герой должен вступить в борьбу с противником, их  можно заменить  дракона, злого волшебника, Змея-Горыныча и т. д.), которые охраняют золотого петушка. Победив противника, герой забирает петушка и возвращается домой —здесь можно придумать еще препятствия: на пути герой встречает Кощея-Бессмертного, колдуна ,которых он побеждает). И последнее — получение награды (пол- царства меняем  любой другой  вещью — -сто пудов шоколада, рюкзак  к школе,самокат и т. п.).

При преобразованиях сказки можно брать все  известные детям героев — сначала из других сказок, а затем и из реальных  историй, кинофильмов и т. п.

Только надо  помнить,что  нельзя специально объяснять детям  схему сюжета и действовать  «по схеме». Так как тогда  игра потеряет свою привлекательность как свободная и необязательная деятельность.

Как же   конкретно начинать игру-придумывание с детьми?

Прежде всего, надо научить  детей внимательно  слушать  друг друга при продолжении рассказа. Это можно сделать, вспоминая вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее, но в непринужденной форме).

Пересказ должен происходить в свободной обстановке, от детей не  надо требовать полноты рассказа. Главное, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки. После его изложения взрослый предлагает другому ребенку продолжить рассказывать

Этим же детям через 1—2 дня после пересказа предложить  вместе придумывать одну общую сказку, но  поиграть по-новому.Придумать похожую на сказку про Ивана-царевича и Серого волка, только немного не такую.

Начинать преобразование известной сказки нужно поочередно,давая возможность высказаться своим сверстникам

Таким образом сказка постепенно доводится до конца

В следующий раз можно придумывать новую сказку с этими же детьми и  взять в качестве опоры любую другую сказку ,например, «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью» и т. д.

В других таких играх воспитатель поддерживает  детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого можно объединить в сказке сказочные и реалистические элементы. Например: «У Емели была меньшая  сестра, и родители попросили его отвезти девочку в цирк. Вдруг поднялась пурга, и они заблудились» и т. п. Чем неожиданнее будут предложения воспитателя и детей, тем интереснее игра-придумывание;

Игра-придумывание проходит не более  10—15 минут.

Количество детей в игре от двух-трех,потом постепенно увеличиваем.

Чтобы игра-придумывание  заинтересовала  детей,  необходимо, чтобы взрослый был эмоционально настроен .увлечен, способен на импровизацию.

Воспитатель может  включать  детей в игру с введением ролей, например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.). Все это  можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей.

Например,воспитатель приглашает поиграть вместе с детьми  в игру «Парикмахерская»и  быть парикмахером. Воспитатель же берет себе роль, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает такую  игровую ситуацию,где  мальчик  был у себя  дома и у него был телефон. А воспитатель в избушке на курьих ножках, и здесь тоже телефон». Такое сочетание ролей вызывает интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как и  у воспитателя-Бабой –Ягой,у которой тоже своя избушка. Воспитатель- «Баба-Яга» звонит своей соседке и заводит  с ней разговор, о необходимости посетить парикмахерскую так как ее пригласили на День рождения  В зависимости от ответов воспитатель так должен  повернуть   сюжет, чтобы у второй «Бабы-Яги» тоже возникла необходимость посетить парикмахерскую.. Таким образом у детей включается воображение Дети с удовольствием продолжают игру сами, придумывая необычные ситуации, прибегая к смене игровых ролей.

Затем  воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а реальные  истории и  вместе с детьми выбирает  содержание .для таких историй (о ком, о чем она будет), Воспитатель  прежде всего должен опираться на детские интересы и одновременно стимулирвать детей к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.

Темой для истории может послужить и прочитанный рассказ  и реальное наблюдение. Например, дети наблюдают  за пожарными машинами, , но что там случилось —не знают.  Можно предложите им придумать, что там произошло.

Дальше характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы будет  меняется в следующей последовательности:

  • совместный  пересказ известной сказки;
  • частичное преобразование известной сказки;
  • придумывание новой сказки с сказочными  и реалистическими элементами;
  • развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»;
  • придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Таким образом,главный эффект сюжетных игр заключается в том,что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей на любую  тему более творческий и согласованный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра с детьми старшего дошкольного возраста

Игра “Внимание, Светофор” развивает самостоятельность, и ответственность при соблюдении правил поведения на дороге. Эта игра закрепляет и систематизирует знания по теме “Безопасность”, развивает ...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...

Конспект совместной познавательно-игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Ветеринарная клиника "Айболит"

Дети в ходе игровой деятельности познакомятся с профессией ветеринарного врача, его работой с больными животными....

Технологическая карта подготовки воспитателя к проведению сюжетной подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал содержит подробное описание  этапов игры "Хитрая лиса": подготовка, организация и руководство ходом игры...

Консультация для воспитателей ДОУ «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Проектная деятельность — это целенаправленная деятель­ность с определенной целью, по определенному плану для реше­ния поисковых, исследовательских, практических задач по лю­бому напр...

Консультация для молодых педагогов "Особенности организации сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для молодых педагогов "Особенности организации сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"...

Программа по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста "Я играю"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнокпознаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития ...